Судьба египтолога Владимира Голенищева и знаменитых фаюмских портретов

Правила жизниИстория

Московский фаюм

Филолог и искусствовед Арсений Дежуров размышляет о знаменитых фаюмских портретах, а также о судьбе египтолога Владимира Голенищева, благодаря которому одно из самых крупных собраний этих портретов оказалось в Москве.

В детстве, отрочестве, юности, в университетах всякий человек (местный или приезжий), что побывал в музее им. Пушкина в первый раз или уже в несчетный, скажет, какой зал больше всего запомнился, полюбился, без взгляда на который трудно уйти из ГМИИ: это египетский зал – миниатюрное подобие самого большого храма Древнего мира, Карнака, а в этом зале коллекция, от которой глаз не отвести. Все так хотят ее увидеть, что несколько лет назад музею пришлось убрать часть экспонатов в запасник, потому что живые люди с их непомерным любопытством стали плохо помещаться среди покойников, гробов, цветных фигурок, фаянсовых амулетов, папирусов и устаревших фотографий древних гробниц. Все равно египетская коллекция выплескивается за пределы зала – на выходе из «Египта», если пройти сквозь зал ассириологии и свернуть направо в «Эллинизм», можно увидеть портреты еще две тысячи лет назад живых людей: кудрявых семитских юношей, похожих на скрипачей и торговцев мандаринами, чернокожую красавицу нубийку, сурового, с лицом в морщинах римского офицера, заплаканное лицо большеглазой язычницы, больше похожей на христианскую святую.

Это коллекция заупокойного портрета, составляющая часть всемирно известного египетского собрания ГМИИ. Москвичи так привыкли к «своему» Египту, что мало у кого возникает вопрос, откуда в далеком северном городе эти удивительные вещи.

В 1908 году впал в крайнее разорение крупнейший русский ученый – египтолог Владимир Семенович Голенищев. Голенищев был вынужден срочно распродать свои шедевры, хранящиеся в Эрмитаже, за ничтожную для сокровищ цену.

Сын крупного предпринимателя, он мог позволить себе пойти по любому жизненному пути, но пошел по пути, по которому русские еще далеко не ходили. Он стал первым русским египтологом мирового значения. Первый артефакт Древнего Египта он приобрел в четырнадцать лет. Он выучил 13 языков. Он был единственным сотрудником, занимающимся египетской коллекцией Эрмитажа (без оплаты). Он примерно 60 раз совершал археологические и эпиграфические экспедиции в Египет, обогатив коллекцию Санкт-Петербурга (и, волею судеб, Парижа) литературными памятниками мирового значения. Он нашел в хранилище Эрмитажа, перевел и прокомментировал «Сказку потерпевшего кораблекрушение» – одну из самых увлекательных повестей древности.

У него было качество, которому позавидовал бы любой египтолог: он обладал исключительным художественным вкусом. Это особенно уважаемая категория эстетики среди тех, кто занимается каноническими искусствами вроде иконописи, палеха, гжели, хохломы... Ну и искусствами дремучей древности. Все дело в том, что искусство в Египте подчинено строгим правилам: оно мало менялось от века к веку. В искусстве такого толка трудно найти очень уж плохое произведение (так как оно сделано по правилам). Но не менее трудно отличить от среднего произведения шедевр, ибо и он тоже сделан по правилам тысячелетий.

У Голенищева был тот исключительный вкус, который позволил ему собрать свою обширную коллекцию из исключительных шедевров. Широта души, болезнь жены и крах Северо-Уральского золотопромышленного общества, акционером которого был египтолог, привели его к разорению. Европейские музеи заволновались.

Встревожились и московские интеллектуалы – такая коллекция должна была остаться в России. Под давлением Ивана Цветаева – создателя Музея изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете (прежде и далее – ГМИИ) – и египтолога Бориса Тураева Государственная дума в 1909 году с неохотой приобрела коллекцию. Шесть тысяч древнеегипетских артефактов были упакованы в 224 ящика общим весом восемь тонн. В апреле 1911 года из Петербурга в Москву под охраной Преображенского полка отправился поезд с коллекцией Голенищева. Среди экспонатов с особенным почтением везли 23 портрета первых веков христианской эры. Это было новое и модное открытие египтологии – фаюмский портрет, о котором и пойдет речь.

К концу XIX века антикварные рынки Каира наполнились древними досками, расписанными восковыми красками. Большей частью они происходили из оазиса Эль-Фаюм, отчего их стали называть фаюмскими. Все это были портреты молодых людей или таких, которых сейчас принято называть молодыми. Мировая общественность должна была бы восхититься, ведь это был недостающий пробел в истории искусства: до нас совсем не дошли древние картины.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Режиссер всегда прежде всего режиссер» «Режиссер всегда прежде всего режиссер»

Федор Бондарчук об индустрии кино и о том, как сделать сказку былью

Правила жизни
9 легких способов расположить к себе людей без всяких манипуляций 9 легких способов расположить к себе людей без всяких манипуляций

Как с помощью подсознания вызвать симпатию у любого человека?

Maxim
«Главное, что тебе дает коллекционирование, это доступ к людям» «Главное, что тебе дает коллекционирование, это доступ к людям»

Как попытка разобраться в системе взаимоотношений приводит к коллекционированию

Правила жизни
Кочубеи Кочубеи

На крови Василия Леонтьевича Кочубея возвысился весь его род

Дилетант
«В Китае путешествовали всегда» «В Китае путешествовали всегда»

О том, как внутренний и внешний туризм устроены в Китае

Правила жизни
Этилацетат оказался самым важным компонентом бельгийского пива Этилацетат оказался самым важным компонентом бельгийского пива

Кченые проанализировали химический состав 250 марок бельгийского пива

N+1
Все дороги ведут к пирамидам Все дороги ведут к пирамидам

Почему «все боится времени, но время боится пирамид»

Вокруг света
Эрос, что тебе снится? Эрос, что тебе снится?

Почему в сексе нам часто не хватает реальности и мы пускаемся в фантазирование?

Psychologies
Гид по городам России, отметившимся в биографиях людей искусства Гид по городам России, отметившимся в биографиях людей искусства

Руководство по местам силы русских классиков

Правила жизни
Сто лет тому вперед Сто лет тому вперед

«Белое пластиковое небо»: постапокалипсис в Будапеште

Weekend
Радость, усни Радость, усни

«Герой наших снов»: анекдот о славе и цифровом капитализме с Николасом Кейджем

Weekend
Сделка с ангелом: где стартапам ранних стадий найти инвестиции Сделка с ангелом: где стартапам ранних стадий найти инвестиции

Где основателям стартапов искать деньги прямо сейчас

Forbes
По Ленинским местам По Ленинским местам

8 вещей, которые нужно сделать в Ульяновске и окрестностях

Лиза
«Взглянуть страху в глаза»: как работает экспозиционная терапия «Взглянуть страху в глаза»: как работает экспозиционная терапия

Как работает экспозиционная терапия и на каких принципах она основана

Psychologies
В новую квартиру В новую квартиру

В эпоху переосмысления это полотно стало символом нормализации репрессий

Дилетант
«Кропотливый труд швей»: почему именно женщины занимаются монтажом в кино «Кропотливый труд швей»: почему именно женщины занимаются монтажом в кино

Мало кто знает, но именно женщины стоят у истоков монтажа в Голливуде

Forbes
6 причин, по которым мужчины сливают в Cеть нюдсы своих бывших 6 причин, по которым мужчины сливают в Cеть нюдсы своих бывших

Психологи нашли объяснение, почему мужчины выкладывают нюдсы своих бывших

Maxim
Настроения на подъеме Настроения на подъеме

Почему растет потребительская активность россиян

Деньги
Не пора ли подумать о протекционизме? Не пора ли подумать о протекционизме?

Протекционизма как системы защиты в России пока нет

Монокль
Что такое компрессия в двигателе и по каким причинам ее может не быть Что такое компрессия в двигателе и по каким причинам ее может не быть

Все о компрессии двигателя: как проверить и почему она пропадает

РБК
История графа Дракулы — от лютого воеводы до героя-любовника История графа Дракулы — от лютого воеводы до героя-любовника

Кто такой Дракула, почему интерес к нему не утихает, чем интересен роман Стокера

СНОБ
Женщины-амазонки, возможно, действительно существовали! Узнайте аргументы эксперта Женщины-амазонки, возможно, действительно существовали! Узнайте аргументы эксперта

При раскопках могил бронзового века обнаружили останки женщин-лучниц

ТехИнсайдер
Депрессия, одиночество и боязнь критики: почему 30-летние страдают на работе Депрессия, одиночество и боязнь критики: почему 30-летние страдают на работе

Отрывок из книги о том, как жить, когда тебе за 30

Forbes
Ребенок разумный: выбираем оптимальную стратегию Ребенок разумный: выбираем оптимальную стратегию

Какие сферы жизни и развития ребенка сейчас стали слабым звеном?

Psychologies
Белых пятен больше нет Белых пятен больше нет

Десять удивительных географических объектов, открытых в XX и XXI веке

Вокруг света
Эта Барби — продюсер: как Марго Робби создает и поддерживает женское кино Эта Барби — продюсер: как Марго Робби создает и поддерживает женское кино

Как LuckyChap Entertainment спродюсировала «Барби»

Forbes
Сельхозпроизводство условно стабильно Сельхозпроизводство условно стабильно

В 2023 году сельхозпроизводство показало небольшое снижение и устойчивость

Агроинвестор
Создатель усиленной красоты Создатель усиленной красоты

Модельер Клод Монтана сформировал парижскую моду 1980-х — начала 1990-х

Weekend
Торговля откалибрует фермерскую картошку Торговля откалибрует фермерскую картошку

Зачем крупнейшие российские ретейлеры открывают агроагрегаторы

Монокль
Что не так с «Большими девочками»? 4 главные проблемы популярного шоу о похудении Что не так с «Большими девочками»? 4 главные проблемы популярного шоу о похудении

Почему шоу «Большие девочки» транслирует неправильные идеи

Psychologies
Открыть в приложении