Вложения в чемпионство: как бывший fashion-инвестор создает топ-команду «Формулы-1»
Канадский бизнесмен Лоуренс Стролл, заработавший состояние на инвестициях в fashion-индустрию, теперь вкладывается в бренд «Астон Мартин» и одноименную команду «Формулы-1», рассчитывая начать побеждать уже в ближайшие годы. Forbes Sport рассказывает, какой тактики придерживается Стролл, и к чему она привела
Миллиардер из Канады известен своими проектами по спасению известных модных брендов от банкротства: именно Стролл провел в 2011 году сверхуспешное IPO бренда Michael Kors, что принесло ему львиную долю состояния, которое Forbes USA сейчас оценивает в $3,8 млрд (905-е место в текущем списке самых богатых миллиардеров мира).
В 2018 году Стролл обратил свое внимание на автоспорт. Лоуренс много лет являлся большим фанатом гонок, а его сын Лэнс не без финансовой помощи отца успешно выступал и в картинге, и в младших сериях «Ф-3» и «Ф-2», а затем и в «Формуле-1».
Команда, которой не везло
В 2006 году компания Spyker Cars N.V., производящая спортивные автомобили, приобрела скромную команду «Формулы-1» Midland за €53 млн. Однако в сезоне-2007 добиться хороших результатов и вывести команду на самоокупаемость у нового владельца не вышло: потери только за первую половину сезона составили €13 млн, а общая сумма долга превысила €30 млн. Поэтому в Spyker решили сосредоточиться на внутренних экономических проблемах и продать команду.
Переговоры с потенциальными покупателями начались в августе 2007 года. Первоначально команда была выставлена на продажу за €80 млн, окончательная сумма сделки составила €88 млн. Покупателем выступил консорциум Orange India, в который входили индийский миллиардер Виджей Малья, а также голландский бизнесмен Михил Мол.
Жизнь команды (которая теперь называлась Force India) изменилась к лучшему: на Гран-при Бельгии-2009 Джанкарло Физикелла завоевал первый поул в истории конюшни, а в самой гонке занял второе место, уступив только Кими Райкконену из «Феррари». В 2016-2017 гг. команда с очень небольшим по меркам «Ф-1» бюджетом два сезона подряд становилась четвертой в командном Кубке конструкторов — сразу позади таких монстров как Mercedes, Red Bull Racing и Ferrari.
Однако в 2018-м году у Виджейя Мальи начались проблемы с законом и менеджеру стало не до «Формулы-1». Финансирование сократилось, результаты стали резко падать, а вслед за этим иссяк и приток призовых средств. Денег катастрофически не хватало, операционная деятельность команды была под вопросом. Доходило до того, что зарплату сотрудникам выплачивал из своего кармана тогдашний руководитель Отмар Сафнауэр. Вскоре в Force India было введено внешнее управление с целью реструктуризации долгов и дальнейшей продажи.