Женщины России, которые смогли стряхнуть пыль со слова «музей»

ForbesКультура

«Превратить жизнь в искусство»: как женщины курируют выставки и управляют музеями

Forbes Woman продолжает рассказывать о главных героинях российской арт-сцены. Во второй части — о тех, кто смог стряхнуть пыль со слова «музей» и научил тысячи зрителей видеть злободневное в Репине и Айвазовском, понимать Линдберга и Фонтану, не бояться современного искусства и без снобизма смотреть на салонную живопись и соцреализм

Яна Жиляева

Эрик Булатов «Как идут облака — как идут дела»

В рамках спецпроекта «Артова дюжина» редактор отдела культуры Forbes Яна Жиляева поговорила с ключевыми фигурами в современном российском искусстве. В первой части вы можете прочитать о женщинах, которые создают фонды, поддерживающие художников.

Зельфира Трегулова

Куратор, экс-директор Третьяковской галереи

В 1992 году Зельфира Трегулова приняла участие в создании выставки «Великая утопия: русский и советский авангард, 1915–1932». При ее участии мир открывал для себя «амазонок авангарда» (помимо нее, выставку курировали Джон Боулт и Мэттью Дратт): 70 полотен шести русских художниц полтора года гастролировали в Берлине, Лондоне, Венеции, Бильбао и Нью-Йорке.

Среди соавторов куратора Трегуловой — такие разные люди, как Борис Гройс, Джон Боулт, Роберт Розенблюм. Но широкому российскому зрителю Трегулова стала известна в 2015 году как директор Третьяковской галереи. Это Трегулова выиграла для Третьяковки право показать «Сокровища Ватиканской пинакотеки» и создать в Риме ответную выставку «Русский путь. От Дионисия до Малевича», курировать которую она пригласила Аркадия Ипполитова (вместе с Ипполитовым Трегулова сделала четыре выставки). Это она стала приглашать оформлять выставки именитых архитекторов — Евгения Асса, Сергея Чобана, Даниэля Либескинда. Перестав быть директором музея, Трегулова вернулась к любимому занятию — делать выставки. Летом 2024-го их у нее четыре.

Зельфира Трегулова (Фото Александра Карнюхина для Forbes)

Трегулова говорит, что секрет успеха выставочного проекта сродни средству Макропулоса: у каждого куратора он свой. «Вопрос не в том, что ты показываешь, а в том, как ты это делаешь, — рассказывает Зельфира Трегулова. — Всегда должен быть какой-то современный фокус, современная оптика». По ее мнению, куратор должен пропустить через себя весь материал, погрузиться в него, а потом воспарить и увидеть картину в целом, с остро современным прицелом. «Современность взгляда вовсе не сводится к активному использованию мультимедиа. Куратор должен увидеть в представляемом феномене нечто, что важно и актуально сегодня, что будет резонировать для современного сознания и взгляда», — подчеркивает Зельфира Трегулова.

Важно не только исчерпывающе представить материал, но и преподнести зрителю продуманную интерпретацию, помочь вступить в диалог с каждым произведением и с выставкой в целом, считает куратор: «Создание успешного художественного проекта сродни созданию удачного спектакля, достойная выставочная экспозиция — самый настоящий артефакт, который привлекает в том числе и своей иммерсивностью». Такой подход работает и на эмоциональное вовлечение зрителя, помогая ему испытать катарсис и выйти из выставочного пространства преображенным.

При этом сильная кураторская идея не нуждается в пространных объяснениях, убеждена Трегулова. Сделать концепцию ясно читаемой помогает сотрудничество с архитекторами-сценографами — «надо только не лениться отрабатывать с ними все детали». Зельфира Трегулова говорит, что любит работать в команде: «Работа в диалоге помогает точнее формулировать свои мысли, ведь соавтор — твой первый критик, а, отталкиваясь от его точки зрения, ты можешь интереснее сформулировать свою».

Самый свежий пример — выставка в «ГЭС-2», сделанная в сотрудничестве с Франческо Бонами. Такие ходы-сопоставления, как «Черный квадрат» Малевича и «Черное море» Айвазовского, — узнаваемый стиль российского куратора, которая много лет возвеличивает русское искусство. При этом Зельфира Трегулова признается, что в прошлом считала Айвазовского салонным живописцем (свое мнение о нем изменила после разговора с художником Анишем Капуром), а, например, в студенческие годы даже представить не могла, что будет рассматривать как художественный феномен соцреализм. «Мое отношение к разным художникам и разным эпохам очень сильно менялось на протяжении всей моей жизни. Как и менялись интересы и пристрастия историков искусства», — объясняет куратор.

Марина Лошак

Куратор, экс-директор ГМИИ им. Пушкина

Создатель галереи «Проун», директор музейно-выставочного объединения «Манеж», арт-дилер, консультант частных коллекций, куратор Марина Лошак 10 лет возглавляла Пушкинский музей. При ее директорстве музей показывал самые крупные российские частные коллекции нашего времени — Петра Авена и Вячеслава Кантора, привозил выставки из лондонской Tate Modern, венской Альбертины, парижского музея Орсе. В списке коллекционеров, с которыми сотрудничал музей, значилось 65 имен. Но главное достижение — ГМИИ им. Пушкина и Эрмитаж смогли договориться и при посредничестве и финансовой поддержке фонда Louis Vuitton показали в Москве, Санкт-Петербурге и Париже шесть выставок объединенных коллекций московских предпринимателей Щукина и Морозова. «10 лет — конечная точка. Надо начинать что-то новое. Так было всегда в моей жизни», — говорила Марина Лошак Forbes в момент своего увольнения из музея весной 2023 года.

Марина Лошак (Фото DR)

Сегодня Марина Лошак создает проекты в разных городах России: в Санкт-Петербурге сотрудничает с музеем Бродского «Полторы комнаты», в Нижнем Новгороде готовит биеннале коллекционеров, в Суздале курирует выставку Ирины Затуловской, в Москве руководит фондом «Новые коллекционеры». «Мы живем сейчас в новом мире, очень отличном от прежнего. И эта новая реальность меняет общество в целом, и художественную среду в том числе. Я наблюдаю серьезное взросление среди людей, которые меня окружают», — рассказывает Forbes летом 2024 года Лошак о процессах, которые она наблюдает. По ее мнению, обаяние инфантильности — примета прошлого. Сегодня участники художественной среды, арт-рынка демонстрируют взросление. «Эта осмысленность, связанная со сложностями исторического момента, вызывает у меня уважение и надежду. Я вижу вокруг себя много талантливого, независимого и самостоятельного движения. Вижу разных художников, свободных от догм и кумиров», — рассказывает Марина Лошак.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Горячая линия поддержки для мужчин: что такое мэнкипинг и как он влияет на женщин Горячая линия поддержки для мужчин: что такое мэнкипинг и как он влияет на женщин

Как не потерять себя и отношения из-за мэнкипинга

Forbes
Перевести дух Перевести дух

Студенты готовы начать свое дело лишь через пять лет после окончания вуза

РБК
Эдуард Веркин: Общественное устройство грядущего — не хлеб фантастической литературы Эдуард Веркин: Общественное устройство грядущего — не хлеб фантастической литературы

Писатель Эдуард Веркин — о том, что будет волновать человечество в будущем

СНОБ
Зачем в старых пятиэтажках делали окно между кухней и ванной комнатой Зачем в старых пятиэтажках делали окно между кухней и ванной комнатой

Для чего строили небольшое окно, расположенное между кухней и ванной?

ТехИнсайдер
Тревожное исследование: ChatGPT убивает наше критическое мышление Тревожное исследование: ChatGPT убивает наше критическое мышление

Чем чрезмерное использование нейросетей крайне вредно для нашего мозга

ТехИнсайдер
Африка и африканцы во времена колоний Африка и африканцы во времена колоний

Как происходила колонизация Африки и к чему она привела

Знание – сила
Ключ к осознанному забыванию Ключ к осознанному забыванию

Можно ли с помощью медитаций научиться намеренно забывать ненужную информацию?

Санкт-Петербургский университет
Родитель своим родителям: что делать, если в семейной системе нарушены роли Родитель своим родителям: что делать, если в семейной системе нарушены роли

Знакома ли вам ситуация, когда ребенок в семье занимает место взрослого?

Psychologies
Новый коллектив Новый коллектив

10 правил, чтобы быстро освоиться и стать своей в новом рабочем коллективе

Лиза
Азбучные неистины Азбучные неистины

Перечислим несколько «азбучных истин» из учебников, опровергнутых временем

Вокруг света
Засыпать карьеру Засыпать карьеру

Перипетии непредсказуемой актерской судьбы на примере известных фильмов

Правила жизни
Ольга Смирнова: «Я всегда говорю: люди воспринимают друг друга не по одежке, а по энергетике» Ольга Смирнова: «Я всегда говорю: люди воспринимают друг друга не по одежке, а по энергетике»

«Сегодня ты звезда, а через месяц тебя сменят другие»

Коллекция. Караван историй
Образ жизни без кредита у организма Образ жизни без кредита у организма

Сеть клиник Biorise осваивает биохакинг

Монокль
Теплый ламповый криминал Теплый ламповый криминал

«Людвиг»: история робкого детектива в Кембридже

Weekend
Унюхал – беги: как трупный запах влияет на поведение человека Унюхал – беги: как трупный запах влияет на поведение человека

Как «запах смерти» мобилизует защитные механизмы в нашем организме

ТехИнсайдер
Единым фронтом Единым фронтом

Сразу после вторжения Франции в Алжир стало понятно, что спокойно тут не будет

Дилетант
Жизнь на Венере может развиваться в серной кислоте Жизнь на Венере может развиваться в серной кислоте

Биомолекулы, липиды, могут сохранять свою структуру в серной кислоте Венеры

ТехИнсайдер
Материнская смертность у японских макак оказалась ниже человеческой Материнская смертность у японских макак оказалась ниже человеческой

Средний уровень материнской смертности у макак не превышает и процента

N+1
Астрономы насчитали 55 убегающих звезд из сердца туманности Тарантул Астрономы насчитали 55 убегающих звезд из сердца туманности Тарантул

Астрономы провели перепись убегающих массивных звезд из скопления R136

N+1
Дизайнер Даниил Анциферов про секс, ЗОЖ, диско и свой «план Б» — интервью на «Снобе» Дизайнер Даниил Анциферов про секс, ЗОЖ, диско и свой «план Б» — интервью на «Снобе»

Дизайнер Даниил Анциферов — об инвестициях, диско и патриотизме

СНОБ
Ураган «Мария» вынудил геликонии сменить опылителей Ураган «Мария» вынудил геликонии сменить опылителей

Ураган «Мария» изменил состав опылителей у двух видов местных геликоний

N+1
Материальный и ментальный минимализм: 3 способа избавиться от лишнего в доме и голове Материальный и ментальный минимализм: 3 способа избавиться от лишнего в доме и голове

Как отказ от лишнего в ментальной и материальной сферах улучшит вашу жизнь?

Psychologies
Слонихи из зоопарка вспомнили запахи бывших смотрителей Слонихи из зоопарка вспомнили запахи бывших смотрителей

Слоны способны долго хранить воспоминания о знакомых людях

N+1
Мульт-психолог: как воспитать в ребенке эмпатию на примере анимационных фильмов Мульт-психолог: как воспитать в ребенке эмпатию на примере анимационных фильмов

Какие мультики помогают детям формировать эмоциональный интеллект

Psychologies
Исследование: правильные цветовые решения в интерьере способны повысить самоконтроль людей Исследование: правильные цветовые решения в интерьере способны повысить самоконтроль людей

Как цветовые решения в архитектуре влияют на способность человека к самоконтролю

ТехИнсайдер
«…яже прозвася грамота Словеньская» «…яже прозвася грамота Словеньская»

Судьба одной из древнейших славянских азбук — глаголицы

Знание – сила
Не так страшен чертеж Не так страшен чертеж

Сергей Кузнецов о важности эмоций в архитектуре и неизбежности плотной застройки

Men Today
Будь здоров, малыш! Будь здоров, малыш!

Ошибки, которые совершают родители, когда лечат насморк, отит или ангину у детей

Лиза
Пропала энергия? Какие продукты помогут зарядить вас Пропала энергия? Какие продукты помогут зарядить вас

Почему уже в середине дня вы умираете с голоду?

ТехИнсайдер
Ростов Великий: Личный опыт Ростов Великий: Личный опыт

Еще один взгляд на Ростов: сквозь автомобильное окно

КАНТРИ Русская азбука
Открыть в приложении