Король Бельгии Леопольд II и кровавая история Конго

Знание – силаИстория

Конго тьмы

Сто сорок лет назад на Берлинской конференции была решена судьба Конго. Ее участники вверили ее королю Бельгии Леопольду II. Это привело к катастрофе.

Александр Волков

Ливингстон читает Библию африканцам. Мемориал Давида Ливингстона в Блантайре (Шотландия)

Мы плыли в настоящую великую Африку, в край непроходимых лесов, гнилостных испарений, нерушимого безмолвия, грозных негритянских тиранов, засевших у слияния нескончаемых рек. За пакетик лезвий «Жиллет» я надеялся получить здоровенные слоновьи бивни, ослепительных птиц, девочек-рабынь. Луи Фердинанд Селин. Путешествие на край ночи

Прогресс и немного романтизма

В XVIII столетии из Британии в Африку отправлялись жадные до денег работорговцы, в XIX веке – охочие до впечатлений миссионеры и путешественники. Тем и другим в одном лице был Давид Ливингстон (1813—1873).

Выходец из простой шотландской семьи, он изучал по молодости богословие и медицину, а в 27 лет отправился проповедовать Слово Божие в Африку.

Давид Ливингстон

Ливингстон верил в прогресс, верил в то, что три «C», «Commerce, Christianity, Civilisation» («коммерция, христианство, цивилизация»), принесут процветание в африканскую глушь. Сам он коммерцией не занимался, зато распространял христианскую веру среди туземцев, обучал их полезным навыкам, в том числе грамоте и приемам ведения сельского хозяйства. Еще он неустанно исследовал Африку. Он стал одним из первых европейцев, кто пересек Африку от одного побережья до другого, от берега Атлантического океана до Индийского. Он и умер во время путешествия по Центральной Африке.

Теперь этим регионом заинтересовались другие люди – политики. Даже Бисмарк – человек, вроде бы равнодушный к прелестям Африки, – сказал, что наша задача освоить «внутренние районы континента». Туда должны прийти торговля и образование.

Освоить, прийти – эти слова подразумевали переселение больших масс людей, массовую миграцию европейцев в Африку.

Ливингстон был идеалистом и действовал в одиночку, обходясь почти без помощников.

Ему на смену пришел человек совсем другой формации – жадный, безжалостный, беспринципный. Его звали Стэнли.

Даже среди бескрайнего африканского простора такой человек, как Стэнли, мог стеснить своего собеседника, ведь за его спиной толпился караван из двух сотен носильщиков, слуг, телохранителей, воинов.

Генри Мортон Стэнли в 1885 году

Приглашенная звезда

Путешественник и журналист Генри Мортон Стэнли (1841—1904) стал звездой Берлинской конференции. Его пригласили в качестве «видного эксперта». У него было много пороков – жестокость, алчность, непомерное тщеславие, но Африку он в самом деле знал в отличие от всех этих дипломатов, привыкших действовать только за письменным столом. Стэнли упивался своим величием, он постоянно рассказывал о приключениях, пережитых им в Африке, но не забывал и о собственной выгоде.

Официально он был членом американской делегации, но при этом лоббировал интересы бельгийского короля Леопольда II – был, так сказать, секретным агентом монарха, обязавшимся не обделить его при разделе Африки. Выступая на публике, он постоянно возвращался к рассуждению о том, как выгодно было бы для всех позволить королю Леопольду создать на территории Конго свою колонию.

Внешне Стэнли выглядел неказисто: невысокий, плотно сбитый человечек. «Это решительный, некрасивый, маленький человек», – так отозвалась о нем британская королева Виктория, встретившаяся с ним, когда он находился в зените славы. Но едва он начинал говорить, всё внимание публики было обращено к нему.

Жизнь его начиналась тяжело и беспросветно. Своего отца он не знал. Матери этот незаконнорожденный ребенок был не нужен, и она отдала его в работный дом, где он промучился до пятнадцати лет. Вот как журналист описывает условия, в которых он жил: «Здесь царила тюремная дисциплина. Играть дети могли только тогда, когда погода не позволяла работать. Многие не выносили зверских избиений» (И. А. Муромов. «100 великих путешественников», 2011).

Его спасла мечта. С юности он хотел стать репортером. Поначалу он писал репортажи о стычках с индейцами, а когда в 1867 году Великобритания после ареста нескольких ее подданных в Эфиопии направила туда экспедиционный корпус, туда же корреспондентом от бульварной газеты «Нью-Йорк Геральд» поехал и Стэнли. Он присылал известия прямо с передовой.

Его сообщение о взятии крепости Магдала, где укрывался эфиопский император, газета опубликовала даже раньше, чем об этом узнало британское правительство. У этого трюкачества была, впрочем, коррупционная составляющая. Телеграммы в Лондон отправлялись из египетского Суэца. Но Стэнли подкупил телеграфиста, и тот отсылал его репортажи в Нью-Йорк, а уж потом, когда находилось время, передавал в Лондон сверхсрочные новости, уже успевшие устареть.

Звездный час репортера и путешественника настал в октябре 1869 года, когда та же газета направила его в Африку на поиски Давида Ливингстона. Это была невыполнимая задача: найти на огромном континенте одного-единственного пропавшего человека, о перемещениях которого, казалось бы, нельзя было узнать даже у туземцев, говоривших на черт знает какой тарабарщине, а не на плохоньком «пиджин инглиш».

Впоследствии биографы убедились, что и сам Стэнли вряд ли верил в успех своего предприятия. Получив редакционное задание, он совсем не спешил его выполнять. Он еще почти год исправно присылал в редакцию статьи о своих путешествиях по Азии – об открытии Суэцкого канала, о раскопках в Иерусалиме, о жизни в Константинополе, пока не добрался наконец до Бомбея и уж оттуда пустился в путь навстречу судьбе.

В ноябре 1871 года, преодолев свыше 3500 километров, Стэнли и впрямь нашел этого заплутавшего европейца. «Doctor Livingstone, I presume?» («Доктор Ливингстон, я полагаю?»), – спросил он изумленного миссионера на берегу озера Танганьика.

Так они сошлись, говоря пушкинскими словами, «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не так различны меж собой». Ливингстон был очарован дикой Африкой, Стэнли ее ненавидел. «Я не видел там нигде никаких следов цивилизации», – как-то презрительно сказал он. Но Африка сделала его знаменитостью, Африка хорошо кормила его.

В 1874 году репортер Стэнли впервые проник вглубь Конго. Он чудом выжил там, как Одиссей в своих странствиях. Половина его спутников либо погибла в стычках с местными племенами, либо умерла от болезней. Нанятые им чернокожие работники (прежде всего носильщики) пытались сбежать. Он отлавливал дезертиров и без жалости хлестал их плеткой из кожи бегемота, наносившей необычайно болезненные удары. Особо упорствовавших он казнил.

Генри Мортон Стэнли и его слуга и приемный сын Калулу (1865—1877). 1872 год

На службе Его Величества

Вернувшись в 1877 году, Стэнли немедленно направился в Лондон, чтобы там, в коридорах власти, уговаривать британских политиков захватить Конго. Однако везде он слышал отказ. Британский флаг уже развевался едва ли не над третьей частью мира. У британской короны имелась своя «жемчужина» – Индия, и прилагать усилия для завоевания еще и Экваториальной Африки власти не захотели, понимая, что освоение этой территории, сплошь покрытой лесами, потребует очень больших инвестиций.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Подпоручик, маршал, палач, жертва Подпоручик, маршал, палач, жертва

Как самонадеянность привела Тухачевского к гибели

Дилетант
Еду в Магадан Еду в Магадан

Куда отправиться в Магаданской области за невероятными впечатлениями?

Лиза
Африка и африканцы во времена колоний Африка и африканцы во времена колоний

Как происходила колонизация Африки и к чему она привела

Знание – сила
Хорошо забытое старое Хорошо забытое старое

Увидеть новый Ford и умереть? Ну, почти умереть – на обратном пути, от усталости

Автопилот
Биг Бен Биг Бен

Бенедикт Камбербэтч — о перевоплощении, удовольствиях и трудностях профессии

Esquire
Артериальное давление Артериальное давление

Что влияет на артериальное давление и можно ли его регулировать

Здоровье
Око за оком Око за оком

Ослепление противников практиковалось с древнейших времён

Дилетант
Отдых на «пятерку» Отдых на «пятерку»

Чем люксовые гостиницы в России привлекают клиентов

Деньги
Валерий Фокин — Forbes: «Театр — это митинг без ОМОНа» Валерий Фокин — Forbes: «Театр — это митинг без ОМОНа»

Валерий Фокин: власть опасается влияния театра на публику в сегодняшней ситуации

Forbes
Чем привлекает SERES M7? Прежде всего запахом Чем привлекает SERES M7? Прежде всего запахом

Тест-драйв премиального китайского кроссовера SERES M7

4x4 Club
«Начинать нужно с пороха» «Начинать нужно с пороха»

Михаил Хубутия о форуме «ORЁLEXPO 2024» и проблемах отрасли товаров для охоты

Деньги
Аврора: «Возраст скрывают люди, неуверенные в себе» Аврора: «Возраст скрывают люди, неуверенные в себе»

Телеведущая Аврора о нутрициологии, блефаропластике и роли эндокринолога

Здоровье
Кофе во время беременности не нарушил нервно-психическое развитие детей Кофе во время беременности не нарушил нервно-психическое развитие детей

Употребление кофе во время беременности не связано с нарушениями у детей

N+1
Что такое «мышечный узел» Что такое «мышечный узел»

Существуют ли в мышцах реальные узлы?

ТехИнсайдер
28 вопросов, которые сближают с людьми 28 вопросов, которые сближают с людьми

Как создать условия, чтобы близкий человек открылся вам.

Psychologies
Цифровой рубль — это просто Цифровой рубль — это просто

Как мы будем пользоваться новой формой национальной валюты

Монокль
Как ученые пустили лазер в дело: 3D-принтеры и алкорамки Как ученые пустили лазер в дело: 3D-принтеры и алкорамки

Компания «Лазерные системы» из науки шагнула в прикладной мир бизнеса

Монокль
Что за ураган «Милтон», который грозит разрушить США? Что за ураган «Милтон», который грозит разрушить США?

Ураган «Милтон» уже назвали самым разрушительным за столетие

Maxim
Революция в камне: как ученые разработали бетон, способный топить снег и лед Революция в камне: как ученые разработали бетон, способный топить снег и лед

Чудо инженерии, способное без источников питания топить лед и снег

Inc.
Башенные и безбашенные Башенные и безбашенные

Актуальные часы на башнях и стенах столицы

Men Today
Однажды 20 лет спустя: может ли грузинская оппозиция повторить «революцию роз» Однажды 20 лет спустя: может ли грузинская оппозиция повторить «революцию роз»

Победа правящей в стране «Грузинской мечты» еще не окончательна

Forbes
Вадим Тишин Вадим Тишин

Художник Вадим Тишин открывает невидимые миры и носит в сердце незабудку

Собака.ru
Стоит ли дружить с бывшим: рассуждения психолога Стоит ли дружить с бывшим: рассуждения психолога

Нужно ли поддерживать связь с тем, кого еще недавно любил?

Psychologies
Осенние эфемероиды Осенние эфемероиды

На фоне конфетти из опавшей листвы не унимается ликование осенних цветов

Наука и жизнь
Алкоголик, мизогин, благородный узник ГУЛАГа: каким был поэт Николай Заболоцкий Алкоголик, мизогин, благородный узник ГУЛАГа: каким был поэт Николай Заболоцкий

О том, как Заболоцкий в ГУЛАГе стал примером человеческого достоинства

СНОБ
Траектория невозврата Траектория невозврата

Как «Бег» Михаила Булгакова показал необратимость эмиграции

Weekend
Что такое адаптивный круиз-контроль и чем он отличается от обычного Что такое адаптивный круиз-контроль и чем он отличается от обычного

Адаптивный круиз-контроль: что за устройство, в чем сильные и слабые стороны?

РБК
Быть отцом: как в мире развивается тренд на осознанное отцовство Быть отцом: как в мире развивается тренд на осознанное отцовство

Что такое осознанное отцовство и почему в России развивается эта концепция

Правила жизни
Историк о диалоге как пути мировой культуры Историк о диалоге как пути мировой культуры

Какую роль играет умение обращать свои мысли к собеседнику?

РБК
Особняк с историей Особняк с историей

Книга о доме, в котором родился Владимир Набоков

Санкт-Петербургский университет
Открыть в приложении