История СПбГУ неразрывно связана со зданием Двенадцати коллегий

Санкт-Петербургский университетИстория

Дом для университета

История СПбГУ неразрывно связана со зданием Двенадцати коллегий, которое появилось в Петербурге в XVIII веке.

Автор: Евгения Орлова

Акварельная гравюра «Здание Двенадцати коллегий» итальянского художника Анжело Тозелли. 1820 год. Фото: Wikimedia Commons

Строительство здания началось в 1722 году. Его возводили по распоряжению Петра I для высших органов государственного управления, которые возникли в России в результате административных реформ. В Двенадцать коллегий, по задумке императора, должны были переехать Сенат, предшественники современных министерств — коллегии, а также орган управления церковью — Синод. Как рассказал Игорь Львович Тихонов, профессор СПбГУ (кафедра археологии), до этого момента ведомства временно располагались в здании на Троицкой площади Петроградской стороны и остро нуждались в переезде. К тому же Петр I хотел переместить органы власти поближе к будущему центру Северной столицы. Его планировали организовать на восточном краю Васильевского острова, а потому и Двенадцать коллегий решили расположить именно в этом месте.

«Главным архитектором здания выступил Доменико Трезини. Он разработал проект, который отражал особенности новых органов государственного управления. Его идея заключалась в том, чтобы создать 12 одинаковых корпусов, выстроенных в одну линию с севера на юг. Такая композиция должна была демонстрировать, что все коллегии равны между собой и будут сообща решать государственные вопросы», — отмечает Игорь Тихонов.

Первые два корпуса возводили для Сената и «аудиенц-каморы», то есть зала для приемов. Далее по порядку должны были расположиться коллегии, в том числе коллегия иностранных дел, военная и адмиралтейская. Последнее помещение отвели Синоду.

Несмотря на то что корпуса соединялись смежными стенами, для каждой из коллегий возводили собственный вход с улицы. Попасть из одного корпуса в другой через внутренние помещения, по задумке архитектора, было невозможно.

Подробнее об истории и архитектуре зданий СПбГУ можно узнать из альбома «Alma mater. Архитектурный облик Санкт-Петербургского государственного университета».

Вид на здание Двенадцати коллегий. Фрагмент панорамы Петербурга. Художник Джон Аткинсон. 1804–1805 годы. Фото: Wikimedia Commons

Непростая постройка

Строительство по проекту Доменико Трезини шло около 20 лет. Как объясняет Игорь Тихонов, работы велись долго прежде всего из-за особенностей почвы. «На Васильевском острове в то время, как и сегодня, наблюдался высокий уровень грунтовых вод, — говорит историк. — Строителям пришлось забивать тысячи свай, чтобы укрепить фундаменты корпусов».

К тому же каждая коллегия должна была самостоятельно возводить свой корпус: выделять деньги, нанимать подрядчиков, курировать работы. Из-за этого строительство шло неравномерно. В то время как одни коллегии приступали к сооружению крыши, другие еще только начинали кладку стен.

«Позже строительство перешло в ведение Канцелярии от строений и стало централизованным. Тогда дело пошло успешнее, — рассказывает Игорь Тихонов. — В начале 1730-х годов бóльшую часть здания удалось достроить, а в 1732 году императрица Анна Иоанновна распорядилась, чтобы некоторые органы управления переехали в Двенадцать коллегий. Так что спустя 10 лет здание, хоть еще и незавершенное, стало частично обитаемым».

Официально строительство закончили в 1742 году, после того как со стороны фасада, выходящего во двор, появилась открытая двухэтажная галерея. Доменико Трезини не дожил до этого момента. Здание завершили коллеги и последователи архитектора, в том числе его зять Джузеппе Трезини и ученик Михаил Земцов.

В результате с 1740-х годов в Двенадцати коллегиях уже полноценно разместились органы управления Российской империи. Также в здании открыли лавки купцов, аптеки и торговые склады и организовали жилые помещения для государственных служащих.

Интерьеры Петровского зала здания Двенадцати коллегий. Фото: Алексей Лощилов

Объединить коллегии

В начале XIX века с приходом к власти Александра I обстановка в здании стала меняться. «В самом начале правления император провел новую административную реформу и заменил коллегии министерствами, — объясняет Игорь Тихонов. — Каждое министерство стало строить для себя отдельное здание. Причем уже не на стрелке Васильевского острова, а на левом берегу Невы — там, куда переместился центр города. В свою очередь, здание Двенадцати коллегий довольно быстро стало пустеть».

Поэтому в 1804 году в четы- рех освободившихся центральных корпусах разместили факультеты Санкт-Петербургского университета, который до 1819 года существовал как Педагогический институт. На третьем этаже поселили казеннокоштных студентов, то есть тех, кто обучался за счет государства. При этом в здании продолжали жить сотрудники Сената, работал сенатский архив и некоторые другие подразделения.

«В 1830 году император Николай I распорядился полностью передать здание под учебные цели, — говорит Игорь Тихонов. — Для этого потребовалась кардинальная перестройка. Прежде всего нужно было соединить 12 корпусов, которые раньше не сообщались между собой, в единое целое. Этой задачей занялся архитектор Аполлон Щедрин».

Он переделал открытую галерею второго этажа в коридор, установив крышу и простенки с большими венецианскими окнами. Таким образом 12 ранее разрозненных корпусов превратились в единое здание — самое большое в Петербурге в XVIII веке. Его длина составила почти 400 метров.

«Также в ходе перестройки был сделан парадный вход со стороны нынешней Менделеевской линии, — добавляет Игорь Тихонов. — В здании построили главную лестницу, оформили вестибюль. На втором этаже появился актовый зал — зал торжественных собраний. На третьем этаже — университетская церковь апостолов Петра и Павла».

Существует легенда о том, что здание Двенадцати коллегий развернуто фасадом не к Неве, а к стрелке Васильевского острова по желанию помощника Петра I — Александра Меншикова. Считается, будто он не хотел отдавать принадлежавшую ему дорогостоящую землю вдоль реки, а потому распорядился поставить здание перпендикулярно водоему.

Легенда также гласит, что Петр I был так разгневан, когда увидел завершенное строение, что гнал Меншикова вдоль Двенадцати коллегий и у каждого корпуса бил палкой.

Однако это не более чем выдумка. На самом деле Петр I специально приказал поставить здание фасадом к стрелке. Оно должно было «смотреть» на место, где планировали сделать центральную городскую площадь. Кроме того, ни император, ни Меншиков не дожили до окончания строительства, а потому никак не могли участвовать в описываемых событиях.

Спасенное наследие сената

По словам Игоря Тихонова, в ходе перестройки 1830 года архитекторы не стремились сохранить интерьеры предыдущего столетия. По проекту строители должны были переделать даже самый богато украшенный зал заседаний Сената, который впоследствии стали называть Петровским залом. «Только ректору Академии художеств, известному художнику Петру Васильевичу Басину удалось убедить императора Николая I, что Петровский зал — уникальный образец аннинского барокко и его нужно сохранить в первозданном виде», — добавляет профессор.

В результате в помещении провели лишь реставрацию. В зале сохранили камины по обе стороны от входа, декоративную лепнину в стиле барокко. На потолке и стенах остались живописные плафоны с аллегорическими сюжетами, например «Великодушие», «Любовь к Отечеству», «Благородство», «Добродетель». Эти изображения ранее должны были напоминать сенаторам о том, какими принципами нужно руководствоваться при принятии государственных решений.

Подготовка здания Двенадцати коллегий для Императорского Санкт-Петербургского университета (ИСПбУ) завершилась 25 марта 1838 года, а Петровский зал с тех пор стал мемориальным. Там выставляли памятные реликвии ИСПбУ, иногда заседал университетский совет или проходили торжественные мероприятия.

Здание Александровской коллегии и Жё-де-пом сохранились до наших дней. В первом сегодня расположены административно-хозяйственные отделы СПбГУ, а во втором — спортивный комплекс и кафедра физической культуры и спорта Университета.

Интерьеры Петровского зала здания Двенадцати коллегий. Фото: Алексей Лощилов

Больше корпусов

До 1860-х годов в небольшой части помещений здания Двенадцати коллегий еще находились государственные архивы. Все остальное пространство занимали учебные аудитории университетских факультетов — физико-математического, юридического, историко-филологического и восточного. Также в здании были кабинеты и квартиры профессоров, лаборатории, фонды научных коллекций и библиотеки и многое другое.

«Во второй половине XIX века Императорскому Санкт-Петербургскому университету стало тесно в Двенадцати коллегиях. Библиотека постоянно докладывала о том, что ей не хватает помещений для размещения книг, — рассказывает Игорь Тихонов. — Поэтому вскоре у ИСПбУ появились и другие здания — во дворе. Например, Университету передали здание Жё-де-пом, которое ранее принадлежало Первому кадетскому корпусу. Там разместили лаборатории и аудитории физико-математического факультета».

В 1879 году железнодорожный магнат Самуил Соломонович Поляков пожертвовал Университету 150 тысяч рублей на строительство студенческого общежития и 50 тысяч рублей на его содержание в первые годы. Здание, названное Александровской коллегией, возвели к осени 1882 года по адресу Филологический переулок, 3. Это было первое в России общежитие для студентов. Оно могло вместить около 100 человек.

Впоследствии у Университета появились корпуса по всему Петербургу. В том числе с 1960-х годов начал развиваться Петродворцовый учебно-научный комплекс в Старом Петергофе.

Нетронутая архитектура

Как отмечает Игорь Тихонов, с 1830-х годов в здании Двенадцати коллегий не проводили кардинальных реконструкций — только реставрации и минимальные перепланировки. «Например, до конца XIX века химическая лаборатория Университета размещалась на первом этаже в северной части здания. А в начале 1890-х годов во дворе Двенадцати коллегий за Ботаническим садом была построена отдельная химическая лаборатория. Поэтому помещения на первом этаже освободились, и их перепланировали под другие нужды Университета», — говорит профессор.

Он добавляет, что на рубеже XIX–XX веков в Двенадцати коллегиях произошло еще несколько значимых изменений. В начале 1890-х в здании появилось электрическое освещение, в 1900-х печное отопление сменилось на паровое, а в 1920-е годы фасады стали двухцветными. По рекомендации художника и выпускника Университета Александра Николаевича Бенуа стены сделали терракотовыми, а выступающие пилястры и мелкие детали белыми, тогда как ранее здание было целиком окрашено в красно- охристый цвет.

«В годы блокады Ленинграда главное здание Университета не получило сильных повреждений, даже несмотря на то, что враг обстреливал Дворцовый мост и стоявшие на Неве корабли Балтийского флота, — добавляет Игорь Тихонов. — Сохранить Двенадцать коллегий удалось в том числе благодаря самоотверженному труду университетских сотрудников, которые остались в городе и всю блокаду заботились о коллекциях и помещениях Университета». В результате историческая архитектура и внутренние интерьеры здания Двенадцати коллегий, в том числе убранство Петровского зала и главного коридора, сохранились до наших дней.

Здание Двенадцати коллегий в советские годы. Фото: архив СПбГУ

Больше информации об истории Университета с 1724 года до наших дней доступно в Музее истории СПбГУ. Узнать об экспозиции, экскурсиях и онлайн-турах музея

Фото:
Алексей
Лощилов

Игорь Львович Тихонов, доктор исторических наук, профессор СПбГУ (кафедра археологии)

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Крах идеала Крах идеала

Что такое красота? Универсальна ли она для всех?

Вокруг света
Как управлять через сигналы и не доводить до кризисов Как управлять через сигналы и не доводить до кризисов

Распространенные ошибки руководителей из книги «Менеджмент глазами ресторатора»

Forbes
Их разыскивает Интерпол: какие инструменты защиты действуют при экстрадиции Их разыскивает Интерпол: какие инструменты защиты действуют при экстрадиции

Какие существуют инструменты защиты для тех, кто объявлен в международный розыск

Forbes
Смотри, не двинься Смотри, не двинься

5 сериалов с психотерапевтическим эффектом для мужчин (и не только)

Men Today
Femme Fatale Femme Fatale

Солистка Artik&Asti SEVILLE прочно закрепила за собой образ фэшн-дивы

OK!
Станция «Кузнечное» Станция «Кузнечное»

Кузнечное дело во Владимире с инструкцией по выковке гвоздя

КАНТРИ Русская азбука
Yes, today! Film: как увлечение музыкой и театром помогло ведущему мероприятий запустить свою студию видеопродакшена Yes, today! Film: как увлечение музыкой и театром помогло ведущему мероприятий запустить свою студию видеопродакшена

История Артема Жданова — о пути творческого человека в мире бизнеса

Inc.
«В реальности жести побольше» «В реальности жести побольше»

Зака Абдрахманова о своем дебюте «Папа умер в субботу»

Weekend
Аврора: «Возраст скрывают люди, неуверенные в себе» Аврора: «Возраст скрывают люди, неуверенные в себе»

Телеведущая Аврора о нутрициологии, блефаропластике и роли эндокринолога

Здоровье
Что такое «мужской грипп» и существует ли он: только наука Что такое «мужской грипп» и существует ли он: только наука

Болеют ли мужчины как-то особенно?

ТехИнсайдер
Квазипериодические рентгеновские вспышки вновь связали с событиями приливного разрушения Квазипериодические рентгеновские вспышки вновь связали с событиями приливного разрушения

Астрономы обнаружили девять квазипериодических рентгеновских вспышек

N+1
Легенда №17 Легенда №17

Из чего состоят рутинные дела главы республики Тува

Men Today
Фитнес и иммунитет: не всё так однозначно Фитнес и иммунитет: не всё так однозначно

Почему любой вид фитнеса может привести к снижению иммунитета и болезням?

Здоровье
Ирина Тиусонина — о премии Wheretoeat, российских ресторанах в Дубае и выходе на международный рынок Ирина Тиусонина — о премии Wheretoeat, российских ресторанах в Дубае и выходе на международный рынок

Как изменилась ресторанная индустрия и почему звезды Мишлен больше неактуальны

СНОБ
Новая модель ChatGPT o1: шаг вперед или не до конца проработанная революция? Новая модель ChatGPT o1: шаг вперед или не до конца проработанная революция?

ChatGPT o1 обещает стать большим прорывом в мире искусственного интеллекта

ТехИнсайдер
Цена слова Цена слова

Долгое время конфликт 1954–1962 годов оставался для Франции просто «событиями»

Дилетант
Лунный цветок Лунный цветок

Отправиться осенью в лес за красивыми растениями? Да!

Наука и жизнь
Вы удивитесь, когда узнаете, что молоко в треугольных пакетах придумали не в СССР Вы удивитесь, когда узнаете, что молоко в треугольных пакетах придумали не в СССР

Что общего между автомобилем “Жигули”, одеколоном и молоком в треугольничках?

ТехИнсайдер
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня» Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»

Как компания Эрен Озмен планирует производить уникальные самолеты

Forbes
Владимир Владимир

Владимир — особенный город с особенными достопримечательностями

КАНТРИ Русская азбука
Эксперты назвали 10 самых опасных регионов России для жизни бездомных Эксперты назвали 10 самых опасных регионов России для жизни бездомных

В 2023 году в России умерло более 57 000 бездомных. В каких регионах?

Forbes
«В нашем браке есть все, кроме секса. Мужа устраивает, но я не могу с этим смириться»: нашей читательнице отвечает эксперт «В нашем браке есть все, кроме секса. Мужа устраивает, но я не могу с этим смириться»: нашей читательнице отвечает эксперт

Почему из отношений уходит то, ради чего их начинали мужчина и женщина?

Psychologies
Интервью Дарьи Екамасовой — о фильме «Анора», восприятии российской культуры в мире и Каннском кинофестивале Интервью Дарьи Екамасовой — о фильме «Анора», восприятии российской культуры в мире и Каннском кинофестивале

Актриса Дарья Екамасова — как артисту попасть в зарубежный проект?

СНОБ
«110»: драма с Елизаветой Боярской, в которой преступление разделяет мать и дочь «110»: драма с Елизаветой Боярской, в которой преступление разделяет мать и дочь

«110»: фильм-высказывание о том, как мы разучились слышать друг друга

Forbes
Зачем в старых пятиэтажках делали окно между кухней и ванной комнатой Зачем в старых пятиэтажках делали окно между кухней и ванной комнатой

Для чего строили небольшое окно, расположенное между кухней и ванной?

ТехИнсайдер
4 шага, чтобы научиться ценить себя и признавать свои достижения 4 шага, чтобы научиться ценить себя и признавать свои достижения

Почему мы не ценим свои успехи и как наконец научиться это делать?

Psychologies
Надежная защита Надежная защита

Как помочь организму ребенка подготовиться к холодам?

Лиза
Как хобот слона стал самым невероятным хватательным органом на планете Как хобот слона стал самым невероятным хватательным органом на планете

Главную роль в достижении удивительной гибкости хобота у слонов играют морщины

ТехИнсайдер
Просто не делайте так: правила борьбы с усталостью и выгоранием от Алены Владимирской Просто не делайте так: правила борьбы с усталостью и выгоранием от Алены Владимирской

Алёна Владимирская изучила феномен выгорания и написала книгу «Уставшие»

Forbes
Возраст Гекаты: как женщине в возрасте 45+ принять и полюбить себя Возраст Гекаты: как женщине в возрасте 45+ принять и полюбить себя

Почему многих из нас так пугает возраст Гекаты, что мы отрицаем его?

Psychologies
Открыть в приложении