История СПбГУ неразрывно связана со зданием Двенадцати коллегий

Санкт-Петербургский университетИстория

Дом для университета

История СПбГУ неразрывно связана со зданием Двенадцати коллегий, которое появилось в Петербурге в XVIII веке.

Автор: Евгения Орлова

Акварельная гравюра «Здание Двенадцати коллегий» итальянского художника Анжело Тозелли. 1820 год. Фото: Wikimedia Commons

Строительство здания началось в 1722 году. Его возводили по распоряжению Петра I для высших органов государственного управления, которые возникли в России в результате административных реформ. В Двенадцать коллегий, по задумке императора, должны были переехать Сенат, предшественники современных министерств — коллегии, а также орган управления церковью — Синод. Как рассказал Игорь Львович Тихонов, профессор СПбГУ (кафедра археологии), до этого момента ведомства временно располагались в здании на Троицкой площади Петроградской стороны и остро нуждались в переезде. К тому же Петр I хотел переместить органы власти поближе к будущему центру Северной столицы. Его планировали организовать на восточном краю Васильевского острова, а потому и Двенадцать коллегий решили расположить именно в этом месте.

«Главным архитектором здания выступил Доменико Трезини. Он разработал проект, который отражал особенности новых органов государственного управления. Его идея заключалась в том, чтобы создать 12 одинаковых корпусов, выстроенных в одну линию с севера на юг. Такая композиция должна была демонстрировать, что все коллегии равны между собой и будут сообща решать государственные вопросы», — отмечает Игорь Тихонов.

Первые два корпуса возводили для Сената и «аудиенц-каморы», то есть зала для приемов. Далее по порядку должны были расположиться коллегии, в том числе коллегия иностранных дел, военная и адмиралтейская. Последнее помещение отвели Синоду.

Несмотря на то что корпуса соединялись смежными стенами, для каждой из коллегий возводили собственный вход с улицы. Попасть из одного корпуса в другой через внутренние помещения, по задумке архитектора, было невозможно.

Подробнее об истории и архитектуре зданий СПбГУ можно узнать из альбома «Alma mater. Архитектурный облик Санкт-Петербургского государственного университета».

Вид на здание Двенадцати коллегий. Фрагмент панорамы Петербурга. Художник Джон Аткинсон. 1804–1805 годы. Фото: Wikimedia Commons

Непростая постройка

Строительство по проекту Доменико Трезини шло около 20 лет. Как объясняет Игорь Тихонов, работы велись долго прежде всего из-за особенностей почвы. «На Васильевском острове в то время, как и сегодня, наблюдался высокий уровень грунтовых вод, — говорит историк. — Строителям пришлось забивать тысячи свай, чтобы укрепить фундаменты корпусов».

К тому же каждая коллегия должна была самостоятельно возводить свой корпус: выделять деньги, нанимать подрядчиков, курировать работы. Из-за этого строительство шло неравномерно. В то время как одни коллегии приступали к сооружению крыши, другие еще только начинали кладку стен.

«Позже строительство перешло в ведение Канцелярии от строений и стало централизованным. Тогда дело пошло успешнее, — рассказывает Игорь Тихонов. — В начале 1730-х годов бóльшую часть здания удалось достроить, а в 1732 году императрица Анна Иоанновна распорядилась, чтобы некоторые органы управления переехали в Двенадцать коллегий. Так что спустя 10 лет здание, хоть еще и незавершенное, стало частично обитаемым».

Официально строительство закончили в 1742 году, после того как со стороны фасада, выходящего во двор, появилась открытая двухэтажная галерея. Доменико Трезини не дожил до этого момента. Здание завершили коллеги и последователи архитектора, в том числе его зять Джузеппе Трезини и ученик Михаил Земцов.

В результате с 1740-х годов в Двенадцати коллегиях уже полноценно разместились органы управления Российской империи. Также в здании открыли лавки купцов, аптеки и торговые склады и организовали жилые помещения для государственных служащих.

Интерьеры Петровского зала здания Двенадцати коллегий. Фото: Алексей Лощилов

Объединить коллегии

В начале XIX века с приходом к власти Александра I обстановка в здании стала меняться. «В самом начале правления император провел новую административную реформу и заменил коллегии министерствами, — объясняет Игорь Тихонов. — Каждое министерство стало строить для себя отдельное здание. Причем уже не на стрелке Васильевского острова, а на левом берегу Невы — там, куда переместился центр города. В свою очередь, здание Двенадцати коллегий довольно быстро стало пустеть».

Поэтому в 1804 году в четы- рех освободившихся центральных корпусах разместили факультеты Санкт-Петербургского университета, который до 1819 года существовал как Педагогический институт. На третьем этаже поселили казеннокоштных студентов, то есть тех, кто обучался за счет государства. При этом в здании продолжали жить сотрудники Сената, работал сенатский архив и некоторые другие подразделения.

«В 1830 году император Николай I распорядился полностью передать здание под учебные цели, — говорит Игорь Тихонов. — Для этого потребовалась кардинальная перестройка. Прежде всего нужно было соединить 12 корпусов, которые раньше не сообщались между собой, в единое целое. Этой задачей занялся архитектор Аполлон Щедрин».

Он переделал открытую галерею второго этажа в коридор, установив крышу и простенки с большими венецианскими окнами. Таким образом 12 ранее разрозненных корпусов превратились в единое здание — самое большое в Петербурге в XVIII веке. Его длина составила почти 400 метров.

«Также в ходе перестройки был сделан парадный вход со стороны нынешней Менделеевской линии, — добавляет Игорь Тихонов. — В здании построили главную лестницу, оформили вестибюль. На втором этаже появился актовый зал — зал торжественных собраний. На третьем этаже — университетская церковь апостолов Петра и Павла».

Существует легенда о том, что здание Двенадцати коллегий развернуто фасадом не к Неве, а к стрелке Васильевского острова по желанию помощника Петра I — Александра Меншикова. Считается, будто он не хотел отдавать принадлежавшую ему дорогостоящую землю вдоль реки, а потому распорядился поставить здание перпендикулярно водоему.

Легенда также гласит, что Петр I был так разгневан, когда увидел завершенное строение, что гнал Меншикова вдоль Двенадцати коллегий и у каждого корпуса бил палкой.

Однако это не более чем выдумка. На самом деле Петр I специально приказал поставить здание фасадом к стрелке. Оно должно было «смотреть» на место, где планировали сделать центральную городскую площадь. Кроме того, ни император, ни Меншиков не дожили до окончания строительства, а потому никак не могли участвовать в описываемых событиях.

Спасенное наследие сената

По словам Игоря Тихонова, в ходе перестройки 1830 года архитекторы не стремились сохранить интерьеры предыдущего столетия. По проекту строители должны были переделать даже самый богато украшенный зал заседаний Сената, который впоследствии стали называть Петровским залом. «Только ректору Академии художеств, известному художнику Петру Васильевичу Басину удалось убедить императора Николая I, что Петровский зал — уникальный образец аннинского барокко и его нужно сохранить в первозданном виде», — добавляет профессор.

В результате в помещении провели лишь реставрацию. В зале сохранили камины по обе стороны от входа, декоративную лепнину в стиле барокко. На потолке и стенах остались живописные плафоны с аллегорическими сюжетами, например «Великодушие», «Любовь к Отечеству», «Благородство», «Добродетель». Эти изображения ранее должны были напоминать сенаторам о том, какими принципами нужно руководствоваться при принятии государственных решений.

Подготовка здания Двенадцати коллегий для Императорского Санкт-Петербургского университета (ИСПбУ) завершилась 25 марта 1838 года, а Петровский зал с тех пор стал мемориальным. Там выставляли памятные реликвии ИСПбУ, иногда заседал университетский совет или проходили торжественные мероприятия.

Здание Александровской коллегии и Жё-де-пом сохранились до наших дней. В первом сегодня расположены административно-хозяйственные отделы СПбГУ, а во втором — спортивный комплекс и кафедра физической культуры и спорта Университета.

Интерьеры Петровского зала здания Двенадцати коллегий. Фото: Алексей Лощилов

Больше корпусов

До 1860-х годов в небольшой части помещений здания Двенадцати коллегий еще находились государственные архивы. Все остальное пространство занимали учебные аудитории университетских факультетов — физико-математического, юридического, историко-филологического и восточного. Также в здании были кабинеты и квартиры профессоров, лаборатории, фонды научных коллекций и библиотеки и многое другое.

«Во второй половине XIX века Императорскому Санкт-Петербургскому университету стало тесно в Двенадцати коллегиях. Библиотека постоянно докладывала о том, что ей не хватает помещений для размещения книг, — рассказывает Игорь Тихонов. — Поэтому вскоре у ИСПбУ появились и другие здания — во дворе. Например, Университету передали здание Жё-де-пом, которое ранее принадлежало Первому кадетскому корпусу. Там разместили лаборатории и аудитории физико-математического факультета».

В 1879 году железнодорожный магнат Самуил Соломонович Поляков пожертвовал Университету 150 тысяч рублей на строительство студенческого общежития и 50 тысяч рублей на его содержание в первые годы. Здание, названное Александровской коллегией, возвели к осени 1882 года по адресу Филологический переулок, 3. Это было первое в России общежитие для студентов. Оно могло вместить около 100 человек.

Впоследствии у Университета появились корпуса по всему Петербургу. В том числе с 1960-х годов начал развиваться Петродворцовый учебно-научный комплекс в Старом Петергофе.

Нетронутая архитектура

Как отмечает Игорь Тихонов, с 1830-х годов в здании Двенадцати коллегий не проводили кардинальных реконструкций — только реставрации и минимальные перепланировки. «Например, до конца XIX века химическая лаборатория Университета размещалась на первом этаже в северной части здания. А в начале 1890-х годов во дворе Двенадцати коллегий за Ботаническим садом была построена отдельная химическая лаборатория. Поэтому помещения на первом этаже освободились, и их перепланировали под другие нужды Университета», — говорит профессор.

Он добавляет, что на рубеже XIX–XX веков в Двенадцати коллегиях произошло еще несколько значимых изменений. В начале 1890-х в здании появилось электрическое освещение, в 1900-х печное отопление сменилось на паровое, а в 1920-е годы фасады стали двухцветными. По рекомендации художника и выпускника Университета Александра Николаевича Бенуа стены сделали терракотовыми, а выступающие пилястры и мелкие детали белыми, тогда как ранее здание было целиком окрашено в красно- охристый цвет.

«В годы блокады Ленинграда главное здание Университета не получило сильных повреждений, даже несмотря на то, что враг обстреливал Дворцовый мост и стоявшие на Неве корабли Балтийского флота, — добавляет Игорь Тихонов. — Сохранить Двенадцать коллегий удалось в том числе благодаря самоотверженному труду университетских сотрудников, которые остались в городе и всю блокаду заботились о коллекциях и помещениях Университета». В результате историческая архитектура и внутренние интерьеры здания Двенадцати коллегий, в том числе убранство Петровского зала и главного коридора, сохранились до наших дней.

Здание Двенадцати коллегий в советские годы. Фото: архив СПбГУ

Больше информации об истории Университета с 1724 года до наших дней доступно в Музее истории СПбГУ. Узнать об экспозиции, экскурсиях и онлайн-турах музея

Фото:
Алексей
Лощилов

Игорь Львович Тихонов, доктор исторических наук, профессор СПбГУ (кафедра археологии)

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Коренной зуд Коренной зуд

Актриса Дакота Джонсон решила пустить корни в модернистском особняке XX века

AD
Вторая сверхзвуковая: когда гражданские самолеты смогут летать быстрее звука Вторая сверхзвуковая: когда гражданские самолеты смогут летать быстрее звука

Сегодня человечество готово вернуться к сверхзвуку на новом уровне технологий

ТехИнсайдер
Саддам Хусейн, отец нации Саддам Хусейн, отец нации

Самым печально известным из кровавых диктаторов Ирака былл Саддам Хусейн

Дилетант
«Чтобы быть счастливым, надо заниматься любимым делом» «Чтобы быть счастливым, надо заниматься любимым делом»

Нейробиолог СПбГУ о том, почему вернулся в Россию после работы за границей

Санкт-Петербургский университет
У меня лапки: что такое вооруженная некомпетентность и почему удобно быть беспомощным У меня лапки: что такое вооруженная некомпетентность и почему удобно быть беспомощным

Как мнимая беспомощность оказывается оружием для защиты собственных интересов

Forbes
Сэкономьте на химчистке! Вот что нужно знать для стирки пальто и пуховика в домашних условиях Сэкономьте на химчистке! Вот что нужно знать для стирки пальто и пуховика в домашних условиях

Как постирать зимнюю верхнюю одежду дома?

ТехИнсайдер
Искусство соединять Искусство соединять

Пентхаус с нестандартной планировкой и смелыми сочетаниями фактур

SALON-Interior
Экономическое поле экспериментов Экономическое поле экспериментов

Как полевые испытания на людях помогают экономическому развитию

N+1
25 оттенков горечи 25 оттенков горечи

Как воспринимается горечь: в желудке, мозге, сердце и даже мочеполовой системе?

Наука и жизнь
Ростов Великий Ростов Великий

Ростов Великий и его главные богатства

КАНТРИ Русская азбука
И в горе, и в хорроре И в горе, и в хорроре

«Спи»: ужасы семейных ценностей

Weekend
Дожди еще впереди: как выбрать качественный зонт, который не подведет в плохую погоду Дожди еще впереди: как выбрать качественный зонт, который не подведет в плохую погоду

На какие факторы нужно обращать внимание при покупке зонта

ТехИнсайдер
Ступичный подшипник: что это, где находится и как понять, что пора менять Ступичный подшипник: что это, где находится и как понять, что пора менять

Все про ступичный подшипник: где находится, для чего нужен, симптомы

РБК
Ольга Нижельская: Слушать рок после классики — это как поесть жареной картошки после японского ресторана Ольга Нижельская: Слушать рок после классики — это как поесть жареной картошки после японского ресторана

Ольга Нижельская: как усталость от чужих текстов побуждает написать свой

СНОБ
Чем больше контента вы смотрите, тем хуже для психического здоровья Чем больше контента вы смотрите, тем хуже для психического здоровья

Чем больше времени вы проводите в сети, тем хуже становится психическое здоровье

ТехИнсайдер
Тайны цирковой династии Кио Тайны цирковой династии Кио

Разобраться в хитросплетениях семейных связей династии Кио очень нелегко

Коллекция. Караван историй
Ярославль Ярославль

Что должно быть в вишлисте туриста, решившего посетить Ярославль?

КАНТРИ Русская азбука
Шерстяные аристократы: все самое важное и интересное, что следует знать о британских кошках Шерстяные аристократы: все самое важное и интересное, что следует знать о британских кошках

Чем британские коты отличаются от своих сородичей?

ТехИнсайдер
4 японских принципа, которые спасут вас от тревоги 4 японских принципа, которые спасут вас от тревоги

Как думаете, что можно назвать лучшим лекарством от тревожности?

Psychologies
«История как наука и политика: Эксперименты в историографии и Советский проект» «История как наука и политика: Эксперименты в историографии и Советский проект»

Как Вавилов стал посредником между научным сообществом и большевиками

N+1
Meta-Gene 2: программа для автоматизации процесса генетического мета-анализа Meta-Gene 2: программа для автоматизации процесса генетического мета-анализа

Программа, которая облегчает выявление генетических причин тяжелых заболеваний

Наука и техника
Зависимые от шопинга Зависимые от шопинга

Какие люди склонны совершать бессмысленные покупки

Санкт-Петербургский университет
«Она смотрела на меня серьезно и опасливо всю дорогу, пока не задремала и не стала теплой». Отрывок повести Любы Макаревской «Март, октябрь, Мальва» «Она смотрела на меня серьезно и опасливо всю дорогу, пока не задремала и не стала теплой». Отрывок повести Любы Макаревской «Март, октябрь, Мальва»

Отрывок повести Любы Макаревской о взаимоотношениях человека и собаки

Правила жизни
«Сейчас у центрального университета более 40 партнеров — это крупнейшие компании страны» «Сейчас у центрального университета более 40 партнеров — это крупнейшие компании страны»

В этом сентябре Центральный университет набрал абитуриентов на обучение

Деньги
Почему нам нравятся истории о привидениях Почему нам нравятся истории о привидениях

Почему людей привлекают страшные истории?

ТехИнсайдер
Две трети ключевых зон биоразнообразия в тропиках столкнулись с новым уровнем жары Две трети ключевых зон биоразнообразия в тропиках столкнулись с новым уровнем жары

66% зон в мировых тропических лесах испытывают новые температурные режимы

N+1
Спуститься с небес: как технологии космоса влияют на нашу жизнь Спуститься с небес: как технологии космоса влияют на нашу жизнь

Как навигатор, упаковки для кофе и сковородки связаны с космосом?

СНОБ
Единственный протокол стимуляции тета-вспышками уменьшил симптомы шизофрении Единственный протокол стимуляции тета-вспышками уменьшил симптомы шизофрении

Стимуляция тета-вспышками снижает симптоматику у пациентов с шизофренией

N+1
Yes, today! Film: как увлечение музыкой и театром помогло ведущему мероприятий запустить свою студию видеопродакшена Yes, today! Film: как увлечение музыкой и театром помогло ведущему мероприятий запустить свою студию видеопродакшена

История Артема Жданова — о пути творческого человека в мире бизнеса

Inc.
«Работодателю важнее навыки и опыт, чем диплом о высшем образовании». Студенты — о преимуществах учебы в колледже «Работодателю важнее навыки и опыт, чем диплом о высшем образовании». Студенты — о преимуществах учебы в колледже

Почему молодежь предпочитает колледжи университетам?

СНОБ
Открыть в приложении