Страшное слово ОАС
Аббревиатура OAS в начале 1960-х наводила ужас на всю Францию. Всемогущая Organisation de l'armée secrète — «Секретная вооружённая организация», казалось, проникла повсюду: в Алжире гремели взрывы, боевики ОАС охотились за самим де Голлем, а генералы готовили государственный переворот.
«Неделя баррикад»
В 1959 году генерал де Голль, убедившись за год своего президентства в безысходности войны в Алжире, публично заявил, что допускает самоопределение этой территории. Для сторонников «французского Алжира» эта мысль была недопустимой.
В конце января 1960 года в городе Алжире начались беспорядки, получившие название «Неделя баррикад». Незадолго до этого из Алжира отозвали генерала Массю — знаковую фигуру эпохи, человека, который победил городских партизан и привёл к власти де Голля. 18 января Массю в интервью, вспоминая переворот 1958 года, приведший де Голля к власти, сказал: «Возможно, армия совершила ошибку».
24 января в городе Алжире начинается масштабный митинг. Организаторы — местные активисты Пьер Лагаярд (депутат и бывший десантник), Жозеф Ортиз (владелец бара) и Жан-Жак Сюзини (лидер студенческого профсоюза). Все они — классические представители движения за «французский Алжир», «черноногие», не собирающиеся покидать родину. «Да здравствует Массю!» — гласит один из плакатов. Ортиз забирается на балкон и кричит: «Алжир должен сделать выбор: быть французским или погибнуть!»
В первый же день «Недели баррикад» начинаются вооружённые столкновения. Стреляют обе стороны, погибают 14 жандармов и восемь участников акции. В Париже боятся подавлять беспорядки: есть риск, что военные не только не подчинятся, но и присоединятся к протесту. А демонстранты, наоборот, на это и рассчитывают.
В итоге армия бунтовать не стала. Организаторов митинга привлекли к суду, правда, оставив их на свободе. Не дожидаясь приговора, Лагаярд и Ортиз бежали в Испанию. С этого и началась история ОАС.
Путч генералов
После «Недели баррикад» де Голль начал отбирать у армии в Алжире одну привилегию за другой: власть постепенно переходит к гражданским чиновникам. Недовольных всё больше. 11 февраля 1961 года в Испании к Лагаярду, Ортизу и Сюзини присоединяется сам генерал Рауль Салан, до конца 1958 года бывший главнокомандующим французскими войсками в Алжире.
ОАС — это уже не просто клуб заговорщиков, это полноценный штаб, откуда осуществляется планирование диверсий и покушений. Главная цель — заставить Францию сохранить Алжир. А для этого можно убить кого угодно, хоть даже де Голля.
В марте 1961-го совершён первый теракт: был убит мэр города Эвиана, согласившийся принять делегацию ФНО для последующих переговоров. В то время это было шоком. Через год ОАС уже убивала каждый день.
Ядром заговора, помимо упомянутых создателей ОАС, стали ещё три генерала — Шалль, ещё недавно командовавший армией в Алжире (он сменил там Салана), Жуо и Зеллер. Мозгом операции был полковник Антуан Аргу, считавшийся лучшим политиком среди военных.
План был таким: сначала в Алжире восстают отборные части парашютистов и Иностранного легиона, к ним присоединяется гражданское население («черноногие»), затем, вдохновившись примером товарищей, взбунтуются Сен-Сир и все гарнизоны метрополии. Де Голлю, как считали генералы, будет суждено либо смириться с сохранением Алжира, либо отойти в сторону.