Композиторы, чей вклад в создание киношедевра не уступает режиссерскому

Правила жизниСобытия

Фонотека

Музыка и кино всегда идут рука об руку, но иногда случается так, что вклад композитора в создание киношедевра практически не уступает режиссерскому. Выдающиеся примеры такого сотворчества композитора и режиссера вспоминает Андрей Бухарин.

«Синий бархат»

Роль музыки в кино в общем-то понятна всем, она вроде бы проста: иллюстрировать происходящее на экране звуковыми средствами и тем самым усиливать эффект воздействия фильма на зрителя. Но иногда случается чудо – режиссер и композитор оказываются будто рождены друг для друга, и тогда музыка становится в кинокартине уже не вспомогательной, а равноправной силой.

Примеры подобного сотрудничества не так уж и редки: Питер Гринуэй и Майкл Найман, Вернер Херцог и группа Popol Vuh, Леонид Гайдай и Александр Зацепин, Ридли Скотт и Вангелис в оригинальном «Бегущем по лезвию» – можете продолжить.

Но лично мне первым на ум приходит, конечно, творческий тандем Дэвида Линча и Анджело Бадаламенти. Их сотрудничество началось с «Синего бархата» (1986) и продолжалось до самой смерти композитора в 2022 году. Поначалу академически образованного и немолодого композитора из Бруклина – ему было уже под 50 – позвали в «Синий бархат» ставить вокал Изабелле Росселлини. Но дело приняло неожиданный оборот.

Линч услышал песню покойного Тима Бакли Song tо the Siren в восхитительном исполнении Элизабет Фрейзер из британской группы Cocteau Twins – она тогда гремела в инди-чартах – и захотел, чтобы она прозвучала в его фильме.

С этим режиссер обратился к культовому инди-лейблу 4AD, который записал эту версию песни для своего сборного проекта This Mortal Coil. Те были польщены подобным предложением, потому что знали и любили творчество Линча.

Руководитель лейбла Айво Уоттс-Рассел обратился к юристам, управлявшим наследием Тима Бакли (его сын Джефф Бакли, будущая звезда гранжа, тогда еще не достиг совершеннолетия), за разрешением на использование песни в кино, то есть за синхронизацией, как сказали бы сейчас. И мотивировал тем, что это поможет вернуть внимание публики к творчеству забытого певца. Но адвокатам все это было совершенно безразлично, они тупо хотели 20 тысяч баксов, сумму по тем временам приличную.

У Линча, снимавшего в рамках довольно ограниченного бюджета, таких денег не нашлось, так что и от песни, и от сцены, где режиссер хотел снять поющую Элизабет Фрейзер, пришлось отказаться. Но тогда Линч захотел сам создать то, что не смог получить от других, – собственную песню и собственную певицу. Вместе с Бадаламенти они нашли в одном из мюзиклов безвестную певичку по имени Джули Круз, написали для нее песню (Бадаламенти, само собой, музыку, Линч – слова) – она и прозвучала в финальных кадрах «Синего бархата».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Режиссер всегда прежде всего режиссер» «Режиссер всегда прежде всего режиссер»

Федор Бондарчук об индустрии кино и о том, как сделать сказку былью

Правила жизни
Зоологи допустили существование 30 тысяч видов и подвидов дождевых червей Зоологи допустили существование 30 тысяч видов и подвидов дождевых червей

Как ученые оценили разнообразие дождевых червей на планете

N+1
Окно в Древний Рим Окно в Древний Рим

Как Петроний и Феллини сумели преодолеть время с помощью фрагментов культуры

Правила жизни
Еду в Магадан Еду в Магадан

Куда отправиться в Магаданской области за невероятными впечатлениями?

Лиза
Профессия Профессия

Смешные, дикие и просто увлекательные истории от агентов известных актеров

Правила жизни
«Это все Агата»: атмосферный сериал Marvel о ведьмах-неудачницах «Это все Агата»: атмосферный сериал Marvel о ведьмах-неудачницах

Каким получился сериал «Это все Агата», словно созданный для осенних вечеров

Forbes
Параллельные люди Параллельные люди

С какими альтернативными человечествами мы могли бы делить Землю?

Вокруг света
Павел Стародубцев: Без хорошего дизайна компания будет размазней Павел Стародубцев: Без хорошего дизайна компания будет размазней

Дизайнер Павел Стародубцев — про Артемия Лебедева и русский визуальный код

СНОБ
Канула в лето Канула в лето

Красавица Анна Петрова

Playboy
«Возвращение блудного сына»: от Библии до Рембрандта и Пушкина «Возвращение блудного сына»: от Библии до Рембрандта и Пушкина

Самые известные «блудные сыны» — в арт-расследовании «Сноба»

СНОБ
Сначала птерозавры лазали по деревьям и только потом поднялись в небо Сначала птерозавры лазали по деревьям и только потом поднялись в небо

Конечности птерозавров ранней мезозойской эры приспособлены для деревьев

ТехИнсайдер
Инна Чурикова: «Мы с Глебом похожи на персонажей полотен Шагала, когда две головы прорастают из одного туловища» Инна Чурикова: «Мы с Глебом похожи на персонажей полотен Шагала, когда две головы прорастают из одного туловища»

Последнее интервью Инны Чуриковой и фрагменты ее архивов

Коллекция. Караван историй
Femme Fatale Femme Fatale

Солистка Artik&Asti SEVILLE прочно закрепила за собой образ фэшн-дивы

OK!
Все краски бизнеса Все краски бизнеса

В чем отставание от времени красных организаций и каковы перспективы бирюзовых

РБК
Никита Макаров: «Я не понимаю халтуры в искусстве» Никита Макаров: «Я не понимаю халтуры в искусстве»

Никита Макаров — о выставке в Пушкинском музее и поездках на Кольский полуостров

СНОБ
От подполья до экранизаций на Netflix: как китайская научная фантастика покоряет мир От подполья до экранизаций на Netflix: как китайская научная фантастика покоряет мир

Почему мало кто за пределами КНР слышал об азиатском сай-фае

Forbes
Новым деньгам новые ставки Новым деньгам новые ставки

Банки устроили процентные гонки

Деньги
Чувство полета Чувство полета

Роскошный современный интерьер с арт-акцентами

SALON-Interior
Бритни Спирс есть у нас дома: почему новый роман Виктора Пелевина «Круть» совсем не крутой? Бритни Спирс есть у нас дома: почему новый роман Виктора Пелевина «Круть» совсем не крутой?

«Круть»: Акела (Виктор Пелевин) на этот раз промахнулся

Правила жизни
Как владелец Киржачской типографии вкладывает в родной город сотни миллионов рублей Как владелец Киржачской типографии вкладывает в родной город сотни миллионов рублей

Как предприниматель Евгений Федоров возвращает жизнь в родной Киржач

Forbes
Ключ к осознанному забыванию Ключ к осознанному забыванию

Можно ли с помощью медитаций научиться намеренно забывать ненужную информацию?

Санкт-Петербургский университет
Гаджеты на колесах Гаджеты на колесах

Во сколько обходятся россиянам автомобильные инновации

Деньги
ЗОЖ: «лазоревые» регионы долголетия ЗОЖ: «лазоревые» регионы долголетия

Продолжительность жизни можно увеличить, изменив пищевые привычки

Агроинвестор
Как написаны «Старосветские помещики»: отрывок из книги Как написаны «Старосветские помещики»: отрывок из книги

Отрывок из книги «Базаров порезал палец»

СНОБ
Так «бомж-пакет» или деликатес? 10 неожиданных фактов о лапше быстрого приготовления Так «бомж-пакет» или деликатес? 10 неожиданных фактов о лапше быстрого приготовления

Чего вы не знали о лапше быстрого приготовления

ТехИнсайдер
Мыльный кутюр Мыльный кутюр

«Модный дом»: скандалы, интриги и повестка фэшн-индустрии

Weekend
Валентина Шарыкина: «Путевку в актерскую жизнь мне дал Миронов...» Валентина Шарыкина: «Путевку в актерскую жизнь мне дал Миронов...»

«В Театре сатиры актеров, занятых в «Кабачке», называли «халтурщиками»

Коллекция. Караван историй
Какой стороной стелить фольгу — глянцевой или матовой? Вопрос, на который многие затрудняются ответить Какой стороной стелить фольгу — глянцевой или матовой? Вопрос, на который многие затрудняются ответить

Какой стороной фольги правильно оборачивать продукты — матовой или глянцевой?

ТехИнсайдер
Из почти полезного напитка в отраву: почему вино превращается в уксус Из почти полезного напитка в отраву: почему вино превращается в уксус

Почему вино может стать кислым и непригодным к употреблению?

ТехИнсайдер
Смотри, не двинься Смотри, не двинься

5 сериалов с психотерапевтическим эффектом для мужчин (и не только)

Men Today
Открыть в приложении