Счастье – в простом
Певица Алсу, став приглашенным главным редактором этого номера, доверила журналу свои личные переживания, связанные с разводом. Уверены, ее сила, откровенность и вера в семью станут для многих читательниц поддержкой и опорой.

Алсу: Нигина, вроде бы мы все знаем, что такое обида, но как трактуют это понятие психологи?
Нигина: Говоря простым языком, Алсу, обида – это прерванная злость, чувства, которые мы не предъявляем, а заворачиваем внутрь. Такое поведение закладывается в детстве, если ребенку не дают проявлять негативные чувства. Оно свойственно выходцам из Советского Союза, которые передали эту модель детям и внукам. Тогда в семьях было не принято прямо говорить родителям, что тебе не нравится. В итоге выросло несколько поколений людей, которые не умеют прояснять ситуацию, где и когда это нужно. Они фантазируют, проецируют, формируют обиды, но только не говорят.
Алсу: Нигина, а как поступить современной маме, что бы помочь ребенку?
Нигина: Главное – не тормозить импульс. Дети обычно эмоционально говорят о том, что с ними случилось. Хорошо бы научить их высказывать это не маме, а обидчику. И маме, если обидчик она. Всегда есть способ обсудить обиду деликатно. Если ты выразил эмоцию, получил или не получил реакцию, места для обиды больше нет, транзакция закрылась. Важно учить детей не копить в себе годами то, что можно предъявлять сразу.
Алсу: Согласна, детей нужно учить высказывать, что их не устраивает. Иначе потом они станут терпилами, и это будет отравлять им жизнь. Обиды, если от них не избавляться, причиняют вред прежде всего нам самим. Но, мне кажется, эмоция не всегда уходит, когда ты выговорился. Чтобы закрыть ситуацию, мы обязательно должны услышать от обидчика, что он сожалеет, больше так не сделает. Но, главное, за словами должны идти поступки... Кстати, про «родом из детства»: работая с психологом, я как-то вспомнила одну давнюю историю, на первый взгляд совсем незначительную. Казалось бы, мелкая детская обида, но она сидела где-то в голове и вот всплыла в самый неожиданный момент. Приведу эту историю как пример того, что «мелочи» жизни формируют нас, влияя на черты характера во взрослом возрасте, на наши реакции и поведение. Мне было лет пять-шесть. К нам пришли гости, я бегала по нашей маленькой квартире в Когалыме, хотела помочь, принести стаканы. И папа мне резко сказал что-то вроде: «Дочка, не мешайся под ногами». Мне было очень обидно, я же хотела быть полезной. Знаю точно, что папа не хотел меня обидеть, но мне было горько, и я ушла плакать в свою комнату. В итоге похоронила обиду в себе. Удивительно, что спустя 35 лет я об этом вспомнила! Ведь казалось, та история не отразилась на мне. И с отцом мы живем душа в душу.
Нигина: Этот случай вспомнился не просто так, похоже, вы проживали схожие чувства в жизни и обсуждали их на терапии, Алсу. К опыту «здесь и сейчас» подгружаются все похожие по ощущениям истории из прошлого. Потянули одну ниточку, а там целый клубок, так работает терапия.
Алсу: Помимо прочего, я выросла в мусульманской семье, где мужчина доминирует. Думаю, в том числе и поэтому тогда я ушла плакать и хранила в себе эту историю до сорока лет. И такая же модель поведения с мужем была, я обижалась, уходила плакать и никому ничего не рассказывала. Держала в себе весь негатив, думала, что поступаю правильно. А на самом деле я шла по ложной траектории, и это сыграло против меня и моей семьи.