Жизнебетонные блоки
«Оскар» как причина съездить в Чебоксары

Фильм «Бруталист» готовится получить очередные награды. В основе его успеха, конечно, великолепные режиссура, сценарий, актерская игра... А еще — созвучная времени идея об обретении своей безопасной крепости, убедительно воплощенная архитектурой 1950–1980-х. Увидеть достойные внимания ее образцы можно менее чем в двух авиачасах от Москвы.
В Венеции «Бруталист» Брейди Корбета удостоился главного приза за режиссуру. На «Золотом глобусе» одержал три победы в семи номинациях. Теперь выдвинут на «Оскар» в десяти категориях.
По сюжету главный герой, еврей Ласло Тот (Эдриен Броуди), архитектор, выпускник Баухауса, выжил во Второй мировой войне и переезжает из Венгрии в США. Поначалу он страдает от лишений. Но затем встречает обаятельного миллионера Харрисона Ли Ван Бюрена (Гай Пирс), который поручает ему спроектировать Институт — монументальный общественный центр с часовней, спортзалом и библиотекой. Для Тота этот проект становится magnum opus и художественным триумфом. Но вскоре архитектор понимает, что ради достижения цели придется поступиться собственными моральными принципами.
Образ архитектора, который после войны строит в Новом Свете свое главное здание,— одна большая метафора. Однако, вопреки названию и фабуле, архитектуры в фильме Корбета не так много. Она служит скорее катализатором размышлений об амбициях, испытаниях, духе и выживании. Архитектор, опустошенный войной, получив возможность творческой реализации, разрушает себя еще сильнее. Выхолощенный и учтивый Ван Бюрен строит Институт не из желания улучшить жизнь общества и не из восхищения перед талантом Тота. Он возводит памятник самому себе.
Художник-постановщик «Бруталиста» Джуди Беккер в одном из интервью признается, что испытывала страсть к архитектуре, особенно к брутализму, задолго до картины: она полюбила ее «много-много-много лет назад, намного раньше, чем полюбили другие». Беккер говорит, что избегала прямых отсылок к реальным бруталистским объектам. И все же упоминает некоторые прообразы: архитектора-самоучку Тадао Андо, чья Часовня Света явно перекликается с одной из локаций фильма; Марселя Брейера и его Музей Уитни в НьюЙорке. Вспоминается и Луис Кан, уроженец эстонского острова Сааремаа и один из важнейших американских архитекторов XX века с его проектом Института Солка.

И этика, и эстетика
Ласло Тот — вымышленный персонаж. Для реальных архитекторов брутализм тоже во многом начинался с попытки преодолеть эмоциональные последствия войны. Название этого весьма расплывчатого направления, чье развитие пришлось на 1950– 1980-е, произошло от слов «béton brut», то есть необработанный бетон. Автор словосочетания — модернист Ле Корбюзье, который видел важнейшую задачу послевоенного времени в строительстве жилья. О необработанном бетоне он впервые написал в связи с возведением Марсельской жилой единицы, семнадцатиэтажного жилого комплекса из 337 квартир 23 типов.