Как работает институт многоженства и с чем сталкиваются женщины в таких семьях
В большинстве стран мира закон не признает многоженство, — но само явление существует. Почему женщины соглашаются становиться вторыми женами и какие риски несут, — разбирается Forbes Woman

По данным Pew Research, только 2% населения Земли живут в немоногамных семьях: до 11% — в странах субсахарской Африки, менее 0,5% — в большинстве других регионов.
В странах, где полигамия официально не признана, история многоженства не заканчивается на юридическом запрете. Немоногамные отношения продолжают существовать — особенно в сообществах с сильными религиозными и патриархальными традициями. И чаще всего именно женщины оказываются в них в уязвимой позиции.
Вторые и последующие жены часто лишены многих прав, которые есть у официальной супруги или даже у неофициальной, но единственной. Нередко к этому прибавляется социальная изоляция, страх осуждения и зависимость — эмоциональная, экономическая, а иногда и миграционная.
Традиции и закон
В конце 2024 года муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов заявил, что Духовное управление мусульман приняло фетву, разрешающую многоженство. «Это допускается, если существует неспособность супруги к деторождению по состоянию ее здоровья, в связи с окончанием репродуктивного возраста или иным объективным причинам, скажем, сексуальной несовместимости супруги. Учитывается и такой факт, как нежелание супруги рожать детей», — объяснил Аляутдинов. Муфтий перечислил условия: равное обеспечение всех жен, отдельное жилье для каждой, недопустимость скрывать жен друг от друга, а еще право первой жены на расторжение брака, если она не согласна с желанием мужа завести еще одну жену.
История фетвы продлилась недолго: уже через четыре дня Генпрокуратура вынесла Совету улемов (совещательному органу Духовного управления мусульман) представление о нарушении российского законодательства. Тем же вечером фетва была отозвана. Через неделю глава СПЧ Валерий Фадеев потребовал ввести уголовное наказание за многоженство, потому что оно «ведет к экстремизму». Еще спустя несколько дней глава комитета Госдумы по защите семьи Нина Останина назвала идею заводить вторых жен «предательством женщины», потребовала запретить пропаганду многоженства и внесла в Госдуму соответствующий законопроект.
Появление темы многоженства в медийном поле регулярно вызывает ажиотаж и споры: последним примером стало интервью, которое журналистка Саша Сулим взяла у так называемого «православного многоженца» Ивана Сухова. У него четыре жены и 30 детей, все они живут в одной квартире. Сухов дает интервью практически ежегодно и водит на телестудии своих жен, которые периодически меняются. После последнего выступления к нему с проверкой обещали прийти от уполномоченной по правам ребенка в Москве.
Дискуссия о допустимости многоженства в российском обществе идет уже давно. Часто в поддержку полигамных семей выступают представители регионов, где большинство населения исповедует ислам, основной аргумент — традиции. «Это ведь распространено, а значит, неплохо бы это как-то урегулировать», — говорил экс-председатель парламента Чеченской Республики Магомед Даудов в 2015 году. Однако у многоженства больше противников, чем сторонников. В том же году в опросе ВЦИОМ 87% респондентов высказались против полигамных браков для россиян. Отдельным вопросом была допустимость таких браков для мусульман, но и тут против оказались 58%.
Согласно исследованию, проведенному Pew Research в 2013 году, отношение мусульман к многоженству отличается от страны к стране: в России его считали морально приемлемым 37% исповедующих ислам, в Турции — 13%, в Таиланде — 66%, в Азербайджане — 4%, в Нигере — 87%.
По данным Gallup на 2020 год, полигамию считают морально приемлемой 20% американцев (доля от всего населения). Многоженство не признается в США законным на федеральном уровне, но полигамные браки встречаются среди мормонов. Мормонская церковь появилась в начале XIX века, когда религиозный лидер Джозеф Смит заявил, что получил откровение от Бога и должен восстановить «истинное христианство». Обращаясь к ветхозаветному опыту, Смит призывал верующих заключать полигамные браки ради укрепления связей в общине и увеличения населения. В 1890 году глава мормонов Уилфорд Вудрафф публично отказался от практики, а в 1904-м выпустил манифест, официально запрещающий полигамные браки под страхом отлучения от церкви.
Однако до сих пор многоженство остается важной частью веры и самобытности некоторых общин мормонов-фундаменталистов. При этом данные об их численности скудны. В 2007 году агентство Reuters сообщало: «Сегодня церковь мормонов дистанцируется от примерно 40 000 отколовшихся мормонов в Юте и близлежащих штатах, которые незаконно практикуют многоженство, а также от многочисленных отлученных от церкви мормонов, состоящих в полигамных браках, но по-прежнему идентифицирующих себя с этой верой». В декабре 2024 года к 50 годам тюрьмы был приговорен глава одной из таких групп — среди его 20 «жен» были несовершеннолетние.
Наконец, полигамные браки порой заключаются внутри мигрантских сообществ через религиозные обряды и неформальные соглашения. Мужчины, прибывшие из стран, где полигамия считается нормой, нередко пытаются воспроизвести знакомую модель в новых условиях — пусть и в обход закона. Например, в Италии мужчины вступают в полигамные браки, которые проводятся по исламским традициям, но никак не фиксируются в государственном реестре.