На каких направлениях сосредоточился ВЦИОМ и что станет с опросами населения

ВедомостиРепортаж

Валерий Федоров: Запрос на качественный анализ растет, но не удовлетворяется

Анна Киселева
вт. 27.05.2025

Фото: пресс-служба ВЦИОМА

С начала 2025 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), которому в перестройку было впервые поручено заняться проведением массовых опросов советских граждан, начал менять направление работы. Это отразилось и на названии компании, которая теперь трансформировалась в Аналитический центр ВЦИОМ, и на ее функционале. По словам ее нынешнего генерального директора Валерия Федорова, клиентам – будь то государство или бизнес – уже недостаточно просто результатов социологии. В стране сформировался спрос на глубокий анализ и консалтинг. На каких направлениях теперь сосредоточился ВЦИОМ, что станет с привычными опросами населения и как изменился ландшафт российского исследовательского рынка, Федоров рассказал в интервью «Ведомостям».

– На Грушинской социологической конференции ВЦИОМ был представлен как Аналитический центр ВЦИОМ. Что означает новое позиционирование?

– Наш первый директор академик Татьяна Заславская говорила в свое время: «ВЦИОМ представляет собою одновременно и информационное, и научно-исследовательское учреждение. Собрать информацию об общественном мнении по тому или иному вопросу – всего только полдела». Другая половина – глубокая аналитика. А за аналитикой следуют прогностика и рекомендации. Наша база – опросная служба. Надстройка – аналитические, консалтинговые, коммуникационные функции. Пришло время привести название организации в соответствие с ее реальным функционалом. А он давно уже вышел за пределы сугубо опросной службы. Не говоря уже о том, что помимо классических опросов мы активно работаем с экспертным сообществом, проводим стратегические сессии, выпускаем доклады.

– А как вообще обстоят дела с аналитикой в России и в мире?

– И хорошо, и плохо. С одной стороны, аналитики, в том числе открытой, стало сильно больше. С другой – запрос на качественный анализ постоянно растет, но не удовлетворяется. Я думаю, что дело не в том, что все вдруг поглупели. И даже не в том, что мир стал совершенно непредсказуем. Дело скорее в темпе жизни. Темп сильно ускорился, и мало кто сейчас успевает делать что-то серьезное – я имею в виду серьезную аналитику. Темп жизни таков, что лица, принимающие решения, просто не могут себе позволить потратить на погружение в аналитику много времени.

Вроде бы экспертов развелось сейчас просто пруд пруди. Но если внимательно вникнуть в то, что они говорят, то понимаешь, что это в основном псевдоэкспертиза, рассчитанная на кликбейт. Качество экспертизы снизилось, поскольку изменилась медиасреда и все под нее подстраиваются, в том числе и эксперты.

Но параллельно резко выросла цена ошибок. Посмотрите, к примеру, на тарифные войны [президента США Дональда] Трампа – все они больно бьют по авторитету США и администрации Трампа. Так что аналитика и экспертиза сегодня – это узкое место даже в самых развитых и продвинутых странах мира. Россия не исключение. Спрос растет, а качественное предложение стагнирует.

– То есть вы остаетесь ВЦИОМом и внутри вашей структуры появился аналитический центр?

– Мы теперь просто Аналитический центр ВЦИОМ. В таком центре есть исследователи – это наша база, фундамент, опора. Есть и высоколобые аналитики, которые анализируют данные, полученные совсем разными, не только опросными методами. Есть и консультанты, которые говорят, что делать со всей этой аналитикой, какие решения на ее основе принимать. И, конечно, есть коммуникаторы – они рекомендуют, как то или иное решение лучше коммуникационно обвязать, аранжировать, чтобы оно было принято обществом.

– Целевая аудитория ваших аналитических и консалтинговых услуг – это государство или бизнес? Какая пропорция между ними?

– Разумеется, сейчас наиболее платежеспособный агент – государство, но мы не ограничиваемся рамками госструктур. Есть же еще и большое количество некоммерческих организаций, которые тоже работают в государственной повестке, финансируются за счет государственных средств.

Сегодня мы стали больше смотреть в сторону бизнеса, прежде всего крупного и среднего. А он в сторону нас. Нам интересны компании, которые понимают свою миссию, обладают стратегическим видением и стремятся приблизить свои приоритеты к приоритетам общества. Масштаб и собственники бизнеса в данном случае вторичны, главное – чтобы он осознавал потребность в аналитической базе для своих стратегий. Часто такая потребность – следствие горького опыта неверных решений, повлекших за собой тяжелые последствия – как репутационные, так и непосредственно финансовые.

«Сначала чуть не утонули, но удержались, выплыли»

– Например, правительство может обратиться в свой аналитический центр, может пойти в Российскую академию наук, но, скорее всего, это будет дольше по срокам. В чем ваше уникальное торговое предложение?

– В советское время создавались мощные аналитические институты, которые хорошо финансировались. Там работали умные люди, к их оценкам прислушивались даже на самом верху. Сегодня названия институтов те же самые, и сидят они в тех же самых зданиях, а вот качество экспертизы... Есть удачные примеры перезапуска таких структур, но их немного. С лучшими из них мы с удовольствием сотрудничаем, например с Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН, Центральным экономико-математическим институтом, Институтом психологии РАН и др.

Что касается новых центров, то главная их проблема – дефицит институционального финансирования. Лучшие аналитические центры на Западе стали такими, потому что у них были доноры, которые были готовы их содержать и выдавать деньги на их исследовательские программы в течение длительного времени, не требуя мгновенной отдачи. У нас такие доноры практически отсутствуют. Даже там, где они есть, к сожалению, взаимодействие между донорами и аналитическими центрами выстроено так, что ничего хорошего из этого не получается. То есть на-гора выдаются какие-то совершенно неадекватные продукты, которыми никто не пользуется. И через какое-то время эти центры просто снимают с финансирования.

Поэтому, конечно, мозговые тресты еще нужнее, и мы хотим быть таким мозговым трестом. И для этого у нас много чего есть. Прежде всего это пирамида компетенций – от сбора данных и эмпирической проверки гипотез до глубокой аналитики, экспертизы и коммуникаций, которая обеспечивает полный комплекс экспертно-аналитического и коммуникационного сопровождения проекта любого уровня сложности и ответственности. Плюс скорость, качество и оригинальность методических решений. Кроме того, ВЦИОМ уже много лет является центром сосредоточения внешней экспертизы, на наших дискуссионных и публикационных площадках собираются лучшие российские специалисты, теоретики и практики из самых разных сфер и областей – политологи, психологи, культурологи, философы, экономисты, физики, медики и т. д.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вячеслав Богдан: «Бизнес – это искусство вовремя отпускать» Вячеслав Богдан: «Бизнес – это искусство вовремя отпускать»

Спорт всегда был важной частью жизни сооснователя Flowwow Вячеслава Богдана

Ведомости
Минус вайб Минус вайб

Чем опасно доверять написание кода нейросетям?

N+1
А вокруг тишина А вокруг тишина

Как превратить путешествие в одиночку в успешную сессию самокоучинга

Новый очаг
Коты любят молоко, но им его нельзя. Почему? Коты любят молоко, но им его нельзя. Почему?

Почему кошкам вообще не следует пить молоко?

ТехИнсайдер
Тело в цифрах Тело в цифрах

Параметры тела, которые очень важно регулярно отслеживать

Лиза
Гидротрансформация Гидротрансформация

Как роботизированная КПП кроссовера Jetour T2 сочетает экономию и проходимость

Автопилот
Почему течет масло в машине: причины и способы устранения проблемы Почему течет масло в машине: причины и способы устранения проблемы

Все про течь масла: откуда течет, как найти, опасно ли

РБК
Бактерии совершают самоубийство, чтобы спасти свою колонию от вирусов Бактерии совершают самоубийство, чтобы спасти свою колонию от вирусов

Кишечная палочка использует ранее неизвестную противовирусную систему

ТехИнсайдер
Командно-административная экология Командно-административная экология

Достижение устойчивого развития в большей степени лежит в политической плоскости

Ведомости
Настоящая леди Настоящая леди

Правила поведения в общественных местах: что ты знаешь о приличиях

Лиза
Uber в образовании Uber в образовании

Может ли искусственный интеллект заменить учителя?

ТехИнсайдер
Ледник в Антарктиде «ворует» лед у своего соседа Ледник в Антарктиде «ворует» лед у своего соседа

Ученые обнаружили, что один из ледников Антарктиды ворует лед у своего соседа

ТехИнсайдер
Бесконечная пахота против дзена: как устроена азиатская корпоративная культура Бесконечная пахота против дзена: как устроена азиатская корпоративная культура

Карьерный ментор Анна Знаменская рассказала об азиатской офисной специфике

Правила жизни
Визионеры в балете: Нижинский, Баланчин, Нуреев, Эк Визионеры в балете: Нижинский, Баланчин, Нуреев, Эк

Историк танца — о тех, кто решил пойти против течения и перевернуть балетный мир

РБК
Как сохранять по две тысячи рублей каждый месяц: 5 советов по экономии света в квартире Как сохранять по две тысячи рублей каждый месяц: 5 советов по экономии света в квартире

Не только лампочки: неочевидные способы снизить расход электроэнергии

ТехИнсайдер
Новое направление Новое направление

Знакомимся ближе с полноразмерным гибридным кроссовером EXLANTIX ET

Y Magazine
Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры

Как Айн Рэнд, дочь аптекаря из Петербурга, смогла покорить США

Forbes
Выживут только хулиганы Выживут только хулиганы

Как следует воспринимать хулигана сегодня и почему он все еще соль земли

Правила жизни
Стресс в наследство Стресс в наследство

Как на ребенка влияет стресс матери во время беременности?

Здоровье
31 млн машин. Как Китай завоевал мировой авторынок и при чем тут Россия 31 млн машин. Как Китай завоевал мировой авторынок и при чем тут Россия

Как китайскому автопрому удалось добиться мирового господства

РБК
Отдых с сюрпризом Отдых с сюрпризом

Пять наиболее распространенных схем обмана, которые могут испортить твой отпуск

Лиза
Эксперты: постоянная слежка в XXI веке может ухудшить работу мозга Эксперты: постоянная слежка в XXI веке может ухудшить работу мозга

Цифровая слежка не только меняет поведение, но и влияет на восприятие и внимание

ТехИнсайдер
Прокатят по деньгам Прокатят по деньгам

Как развивается и от чего зависит цена на сталь в России

Ведомости
Кто такой Томми Кэш — не победитель, но главная звезда «Евровидения» Кто такой Томми Кэш — не победитель, но главная звезда «Евровидения»

Что нужно знать о Томми Кэше — собрали в этом материале

Правила жизни
Старшенбаум Старшенбаум

Архетипичная дрим-герл Ирина Старшенбаум вошла в свою фам фаталь и секси-эру

Собака.ru
В Финляндии стали использовать избыточное тепло дата-центров для отопления В Финляндии стали использовать избыточное тепло дата-центров для отопления

Дата-центр снабжает финский город теплом уже около десяти лет

Inc.
Небо и море люблю одинаково… Небо и море люблю одинаково…

Боевой и жизненный путь генерал-майора авиации Ивана Васильевича Рожкова

Знание – сила
«Джинсовая лихорадка»: как джинсы в СССР были культом, символом и объектом желания «Джинсовая лихорадка»: как джинсы в СССР были культом, символом и объектом желания

Что положило начало так называемой джинсовой лихорадке в СССР?

Правила жизни
Святые разбойники Святые разбойники

Как религиозная атрибутика становится частью жизни криминальных структур

Правила жизни
Самые популярные выпуски шоу «Ильдар-автоподбор» Самые популярные выпуски шоу «Ильдар-автоподбор»

Одни из самых популярных (по количеству просмотров) видео «Ильдар-автоподбора»

Maxim
Открыть в приложении