«Вечная жизнь» для менеджера: как достичь пика формы, стать страницей в учебнике и не сойти с дистанции
В последние годы у менеджеров и бизнесменов, обращающихся к коучам по личностному росту, появился новый запрос на то, что можно условно назвать «вечной жизнью». Сотрудники, особенно высокопоставленные, а также владельцы бизнеса хотят как можно дольше сохранять хорошую физическую форму. Не только и даже не столько потому, что хотят больше заработать. Речь о реализации внутреннего потенциала. О том, что таким клиентам советуют коучи, рассказывает хэдхантер Ирина Баранова.
Судя по ленте в социальных сетях, все больше людей совершают так называемый «каминг-аут» относительно своего посещения коучей. Коуч, как и психолог, советов не даёт. Его задача — диалог, расширение картины мира. И человек сам приходит к решениям. Если психолог помогает нам успокоить ум, то коуч, как помпа, накачивает своих подопечных уверенностью — в себе, в правильности выбора, в собственной защищенности и — как следствие — в завтрашнем дне.
Как видно по «камин-аутам», к коучам потянулись успешные в квадрате: это стало новой нормой. Идут не бедные-несчастные «лузеры», а те, кто живет на волне высоких требований времени и эффективности.
Идут молодые, которые пашут как волы, успевают больше других — внешне во всем молодцы.
Идут зрелые и сильные — вытянули себя и свой бизнес из ямы, фениксом возродились из пепла.
И те, и другие — с одним и тем же списком вопросов. Начиная с кризиса веры и заканчивая кризисом идентичности — где я, кто я, зачем я это делаю, а дальше что, а как вернуться к «заводским настройкам»?
Раньше список выглядел совсем иначе, это в один голос говорят тренеры клуба Forbes Ontology — программный директор клуба Сергей Насибян, эксперт по публичным выступлениям Александр Гальчин, тренер по эффективным коммуникациям Дмитрий Шаменков. Похожая собственная статистика у Алексея Ситникова, звездного психолога, доктора психологических и экономических наук, бизнес-коуча Натальи Долиной и психотерапевта Александра Савкова.
Еще пять лет назад вопрос был: как заработать больше денег? Как прокачать свою компанию, чтобы расти не на двадцать, а на сорок процентов в год? Теперь приходят с потребностью открыть свой потенциал, научиться жить в радости и счастье — и при этом не сойти с дистанции бизнес-марафона на фоне конкуренции, растущей в геометрической прогрессии, и страха потерять точку опоры.
Как починить старый бизнес
По моим наблюдениям — и из бесед с коучами, вижу новый сценарий — когда уже состоявшиеся люди сорока пяти — пятидесяти пяти лет теряют бизнес, он буквально ускользает из рук. Прежний вид бизнеса не работает, а новый не придумал. Раньше личного дохода несколько миллионов, сейчас сотни тысяч рублей в месяц. Страх потерять компанию, стать банкротом, остаться без визитки. Психологи, как и этологи — специалисты по поведению животных - выделяют три реакции при опасности: бей, замри, беги. Чаще всего в бизнесе проявляется первое — «бей» (это агрессия). Сначала трясёт компанию — на самом деле босса, — он собой недоволен, он не понимает, чем заниматься, как зарабатывать. Начинает психовать, увольняя-меняя людей, считает их «паразитами», растёт тревожность и недоверие. Потом этот «взрослый» обижается как ребёнок и надувшись, сидит в засаде, обвиняя весь мир. Одни все бросают и уезжают, хотя многие возвращаются, понимая, что это не выход. Другим приходит в голову обратиться за помощью и найти решение, которого сам не мог увидеть.
«Приходит человек и говорит, что не может построить мотивацию сотрудников, — приводит пример Насибян. — Разбираем: выясняется, что на самом деле мотивацию потерял он сам, а не сотрудники. Двадцать лет назад, когда он создавал этот бизнес, его основной мотивацией было создание крепкой семьи. И оттуда шел поток благодарности в ответ, а теперь потока нет — и мотивации у него нет, «батарейка» села. В итоге вся работа идет с семьей: жена в такой связке — автоматически партнер в бизнесе. Человек говорит с женой, что ей перестало нравиться, почему она больше не замечает успехи мужа, что ей на самом деле от него хочется получать. Когда они с женой освежили «договор» и отношения — и в самом деле коллектив стал отлично работать».
Такой типичный кейс. В рифму ему — строфа из стихотворения финансиста Игоря Литвака, партнер ИК «Садового кольцо»: «Друзьям ты обо мне не говоришь, исчезла гордость за мои поступки, как прежде были Лондон и Париж желанными за сумочки и шубки. Но вот теперь приелись и они, так мой успех приелся в одночасье, и мы при детях, боже сохрани, не больше чем тандем деепричастий?». Неслучайно это стало хитом в компании его друзей.