Не надо нагнетать. Как избежать пузыря на рынке высокодоходных облигаций
Бум частных инвестиций в России повлиял на многие секторы фондового рынка, но особенно на сегмент облигаций второго и третьего эшелонов. Московская биржа становится витриной фондирования для малого и среднего бизнеса, выступая альтернативой банковскому кредитованию. Главный вопрос: как уберечь частных инвесторов от рисков и не разрушить молодой и перспективный рынок.
Главной особенностью высокодоходных облигаций (ВДО) является отсутствие инвестиционного рейтинга: они не проходят строгий отбор со стороны биржи, поэтому торговая площадка и помещает их во второй и третий списки. Такие облигации называют высокодоходными по понятным причинам: средняя ставка купона по таким бумагам в два-три, а то более раз выше, чем ключевая ставка Банка России. В то же время по облигациям первого эшелона инвесторы платят плюс два-три процентных пункта к ставке, в зависимости от надежности эмитента.
В секторе ВДО в последнее время случился настоящий бум. Еще два года назад такого сектора практически не существовало, год назад стоимость выпущенных в обращение бумаг составляла 8 млрд рублей, а к концу прошлого года она превысила 20 млрд рублей. Сегодня на Московской бирже торгуются бумаги около 60-и предприятий (выручка которых не превышает двух миллиардов рублей в год). Количество выпусков уже перевалило за 100. Кроме того, на Московской бирже есть особый эшелон, так называемый «Сектор роста», который насчитывает 27 эмитентов; представителям этого сектора государство оказывает различную поддержку, например, субсидируя затраты на подготовку и размещение, на выплату купонов, предоставляет поручительство и гарантии по облигационным выпускам от Корпорации МСП, и так далее.
Биржа стала для многих малых предприятий альтернативой привлечения средств из-за того, что требования площадки при размещении выпуска ненамного строже требований банка (классического канала привлечения заемных средств) к заемщикам. А ставка? Сегодня среднее ее значение по купону составляет около 14%, что весьма близко к ставке кредитования в банках. При прочих равных условиях и с учетом банковской регуляторной нагрузки получаются почти те же платежи (по кредитам или по купонам). Более того, обслуживая купоны, эмитенту удобнее платить аннуитетные платежи (условно — только проценты), не отвлекая лишнюю