Интервью с миллиардером Глебом Фетисовым

ForbesРепортаж

«В России никто даже не пытается считать деньги»: как миллиардер Глеб Фетисов стал кинопродюсером

Миллиардер Глеб Фетисов о комедии как коммерческом продукте, о проблемах российской киноиндустрии и о том, почему смерть кинотеатров и большого кино сильно преувеличена.

Варвара Перцова

b79a5312.jpg__1574332877__30720.jpg
Глеб Фетисов. Фото Ивана Куринного

Бывший совладелец телекоммуникационного холдинга Altimo, миллиардер Глеб Фетисов продюсирует российское и зарубежное кино с середины 2010-х годов, ему принадлежит компания Fetisoff Illusion. В числе проектов Фетисова есть и успешные комедии, такие как «Повар на колесах» и «Девушки бывают разные», и авторское кино — «Нелюбовь» Андрея Звягинцева и «Собибор» Константина Хабенского.

Вы давно в бизнесе, вы доктор экономических наук и член-корреспондент РАН — кажется, многие годы у вас были совсем другие интересы. Зачем состоявшемуся предпринимателю, инвестору, ученому идти в большое кино, становиться продюсером?

Кино — это любовь с детства. Как только я себя осознал как личность, около четырех лет, я влюбился в кино. Позже на смену детским фильмам пришли вестерны для юношей-подростков, приключенческие и исторические кинороманы, романтические истории. И, разумеется, захватывающие боевики с Джеки Чаном, Арнольдом Шварценеггером, Сильвестром Сталлоне. Куда же без них?

Но, как любой нормальный человек, я больше всего любил комедии. Правда, тогда я не мог даже предположить, что комедия — самый сложный жанр в кинематографе (что, кстати, признают все профессионалы мирового уровня). Многие зрители не осознают этого, считая, что комедия — это же так легко! В реальности значительно проще заставить аудиторию заплакать. Легче вызвать слезы — слезы горести или умиления, чем подлинный смех. Я был воспитан на советских и зарубежных комедиях — с Пьером Ришаром, Джимми Керри. Вдохновляясь ими, с детства вынашивал мечту снимать комедийное кино. Поэтому моими первыми фильмами стали две комедии. Российская «В спорте только девушки» была выпущена в прокат в феврале 2014-го. Вторая картина вышла в мае того же года — это Chef (в русском прокате «Повар на колесах») режиссера Джона Фавро с Робертом Дауни-младшим, Дастином Хоффманом, Скарлетт Йоханссон и Софией Вергарой.

Подобные легкие добрые фильмы нужны в России. Все иностранцы говорят про нас, что мы не улыбчивые, вечно хмурые. В то же самое время наш самый любимый жанр — анекдот. Вот такой парадокс. «На лицо ужасные, добрые внутри…» Помните эту песенку из фильма «Бриллиантовая рука»? Это про нас, про страну… В этом, кстати, секрет бешеной популярности комедий Леонида Гайдая — «Бриллиантовой руки», «Кавказской пленницы», «Приключений Шурика».

Именно таких — легких, феерических и в то же время умных, душевных фильмов сейчас не хватает нашему зрителю. Дефицит надо восполнять. Это закон рынка, в том числе и кинорынка. Печальный опыт 90-х годов прошлого века и нулевых показал, что россияне не хотят переживать на экране то, что их и так преследует по жизни. Беспросветная чернуха, на которую в тот момент подсели российские режиссеры, не интересовала никого, кроме иностранцев. Наш зритель не изменил своим принципам: он по-прежнему хочет от кинопоказа таких переживаний, эмоций, ощущений, которых ему не хватает в реальности. Запросы не меняются.

В этом плане я также мало чем отличаюсь от среднестатистического зрителя. У меня продюсирование серьезных эпических кинодрам совпало далеко не с самым простым периодом в жизни. Кризис за кризисом: и в экономике очередной спад, отразившийся на бизнесе, и здоровье нужно было поправить. Поэтому выбор был отчасти обусловлен личными переживаниями и мироощущением в тот момент. Но я надеюсь, что тучи разойдутся — провозвестником стала первая большая комедия «Девушки бывают разные», вышедшая в октябре в широкий прокат (одновременно на 1100 экранах). Сейчас у нас планируется вторая искрометная история, которой мы порадуем зрителей. Но подробнее о ней не хочу говорить: хочешь насмешить Бога, расскажи всем о своих планах.

Продюсирование кино: в какой мере это для вас бизнес, а в какой — поддержка культурных проектов, меценатство?

Поддержка многих российских культурных инициатив, инвестирование в них остается на уровне меценатства. Но кино я занимаюсь именно как бизнесом. Тем более комедийный продукт может быть исключительно коммерческим, иначе нет никакого смысла им заниматься. Мы не только отбили затраты на фильм «В спорте только девушки», но еще и вышли в плюс. В другой проект, который мы продюсировали вместе с Сергеем Беспаловым в 2013-м, «Повар на колесах», мы вложили $16 млн. В Америке он собрал $31 млн, а мировые сборы составили $46 млн.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как развить в себе лидерские качества и стать лидером в коллективе: полезный гайд Как развить в себе лидерские качества и стать лидером в коллективе: полезный гайд

Какими качествами, умениями и компетенциями должен обладать лидер

Playboy
Самодиагностика: как научиться чувствовать свое тело Самодиагностика: как научиться чувствовать свое тело

Зачем нам нужен навык чувствовать, что происходит в теле

Psychologies
Хватит бегать! Хватит бегать!

Курс на деофшоризацию принёс результаты

Эксперт
Праздник без памяти. Почему каждое 7 ноября власть попадает в ловушку исторических комплексов Праздник без памяти. Почему каждое 7 ноября власть попадает в ловушку исторических комплексов

Наследие Октябрьской революции проявляет себя чаще, чем кажется

СНОБ
Ничего не покупать и стать счастливым Ничего не покупать и стать счастливым

В противовес философии потребления придуман день без покупок

Psychologies
Можно ли заработать на перепродаже вещей Можно ли заработать на перепродаже вещей

Подумайте о том, чтобы вложить деньги в одежду и аксессуары

GQ
Что такое HDMI? Сравниваем типы кабелей Что такое HDMI? Сравниваем типы кабелей

Что такое HDMI, чем различаются типы кабелей, и как работает эта технология?

CHIP
«Работа идет на уровне отдельных атомов» «Работа идет на уровне отдельных атомов»

Компьютеростроение на пороге новой эры

Огонёк
Дом по подписке: как новое поколение выбирает жилье в эпоху post-luxury Дом по подписке: как новое поколение выбирает жилье в эпоху post-luxury

Новое поколение совершенно иначе относится к выбору жилья

Forbes
Звездные войны: Скайуокер. Восход Звездные войны: Скайуокер. Восход

Финал фантастической саги

Playboy
Мухит Сейдахметов: «Самая большая проблема шеринга — ментальность» Мухит Сейдахметов: «Самая большая проблема шеринга — ментальность»

Интервью с генеральным директором каршеринга «Делимобиль»

РБК
Каким девушки видят идеального партнера на одну ночь: 6 главных качеств Каким девушки видят идеального партнера на одну ночь: 6 главных качеств

Инсайдерская инфа, которую ты давно ждал

Playboy
15 мыслей Джей Джей Абрамса 15 мыслей Джей Джей Абрамса

Джей Джей Абрамс о том, как чудом не отказался от главного проекта в карьере

GQ
«Буржуазность подразумевает семейные ценности»: владелец бренда Malo о медленной моде «Буржуазность подразумевает семейные ценности»: владелец бренда Malo о медленной моде

Бастиан Марио Стангони о будущем кашемировой индустрии и переменчивой моде

Forbes
Заграница не поможет Заграница не поможет

Список дефицитных профессий в РФ за четыре года вырос вдвое

Огонёк
С природой о природе С природой о природе

Основная тема интерьера — природа, вдохновляющая и умиротворяющая

SALON-Interior
Анна Здор. Работа над ошибками Анна Здор. Работа над ошибками

Когда Варе исполнилось полгодика, Анна Здор разошлась с Алексеем

Караван историй
«Блаженное чрево» «Блаженное чрево»

«Блаженное чрево» в невьянской иконе — большая редкость

Дилетант
Инвестиции в позитив Инвестиции в позитив

Почему Максим Першин решил посвятить себя благотворительности?

Robb Report
Одна заячья cила Одна заячья cила

Шик и роскошь авиалайнера Big Bunny подняли империю Playboy на новый уровень

Playboy
Почему все вокруг помешались на токсичности? Почему все вокруг помешались на токсичности?

И как слово «токсичный» помогает нам во всех своих бедах винить всех вокруг

GQ
Невероятная история любви Джейн Биркин и Сержа Генсбура: одно безумие на двоих Невероятная история любви Джейн Биркин и Сержа Генсбура: одно безумие на двоих

Роман Джейн Биркин и Сержа Генсбура многие считают эталоном отношений

Cosmopolitan
Новый вызов для поколения миллениалов Новый вызов для поколения миллениалов

Зачастую дети, родившиеся в нашем веке, не способны к самостоятельным решениям

СНОБ
«Штрафы уже не сгорают». За что и на сколько наказывали водителей «Штрафы уже не сгорают». За что и на сколько наказывали водителей

Сколько штрафов получили российские водители с начала 2019 года и за что

РБК
Вы бы предпочли мясо из пробирки или муку из сверчков? Вы бы предпочли мясо из пробирки или муку из сверчков?

Интервью с философом и создателем теории Next Nature Куртом ван Менсвортом

GQ
Мы нравимся другим больше, чем думаем Мы нравимся другим больше, чем думаем

Часто после короткой беседы с человеком нам кажется, что мы были не на высоте

Psychologies
Магия Болливуда: как был создан самый популярный YouTube-канал Магия Болливуда: как был создан самый популярный YouTube-канал

Канал, которым управляют 10 человек, обошел самого популярного блогера PewDiePie

Forbes
Психосоматика: какие болезни мы выдумываем сами Психосоматика: какие болезни мы выдумываем сами

Около 25% населения мира страдают психическими расстройствами

Популярная механика
«Невавилонская библиотека». Что остается после десятилетий чтения «Невавилонская библиотека». Что остается после десятилетий чтения

В Еврейском музее открылась инсталляция «Невавилонская библиотека»

СНОБ
Land Rover Defender. Несущий против рамы Land Rover Defender. Несущий против рамы

Споры на тему, что предпочтительнее для внедорожника, продолжаются

4x4 Club
Открыть в приложении