Интервью с миллиардером Глебом Фетисовым

ForbesРепортаж

«В России никто даже не пытается считать деньги»: как миллиардер Глеб Фетисов стал кинопродюсером

Миллиардер Глеб Фетисов о комедии как коммерческом продукте, о проблемах российской киноиндустрии и о том, почему смерть кинотеатров и большого кино сильно преувеличена.

Варвара Перцова

b79a5312.jpg__1574332877__30720.jpg
Глеб Фетисов. Фото Ивана Куринного

Бывший совладелец телекоммуникационного холдинга Altimo, миллиардер Глеб Фетисов продюсирует российское и зарубежное кино с середины 2010-х годов, ему принадлежит компания Fetisoff Illusion. В числе проектов Фетисова есть и успешные комедии, такие как «Повар на колесах» и «Девушки бывают разные», и авторское кино — «Нелюбовь» Андрея Звягинцева и «Собибор» Константина Хабенского.

Вы давно в бизнесе, вы доктор экономических наук и член-корреспондент РАН — кажется, многие годы у вас были совсем другие интересы. Зачем состоявшемуся предпринимателю, инвестору, ученому идти в большое кино, становиться продюсером?

Кино — это любовь с детства. Как только я себя осознал как личность, около четырех лет, я влюбился в кино. Позже на смену детским фильмам пришли вестерны для юношей-подростков, приключенческие и исторические кинороманы, романтические истории. И, разумеется, захватывающие боевики с Джеки Чаном, Арнольдом Шварценеггером, Сильвестром Сталлоне. Куда же без них?

Но, как любой нормальный человек, я больше всего любил комедии. Правда, тогда я не мог даже предположить, что комедия — самый сложный жанр в кинематографе (что, кстати, признают все профессионалы мирового уровня). Многие зрители не осознают этого, считая, что комедия — это же так легко! В реальности значительно проще заставить аудиторию заплакать. Легче вызвать слезы — слезы горести или умиления, чем подлинный смех. Я был воспитан на советских и зарубежных комедиях — с Пьером Ришаром, Джимми Керри. Вдохновляясь ими, с детства вынашивал мечту снимать комедийное кино. Поэтому моими первыми фильмами стали две комедии. Российская «В спорте только девушки» была выпущена в прокат в феврале 2014-го. Вторая картина вышла в мае того же года — это Chef (в русском прокате «Повар на колесах») режиссера Джона Фавро с Робертом Дауни-младшим, Дастином Хоффманом, Скарлетт Йоханссон и Софией Вергарой.

Подобные легкие добрые фильмы нужны в России. Все иностранцы говорят про нас, что мы не улыбчивые, вечно хмурые. В то же самое время наш самый любимый жанр — анекдот. Вот такой парадокс. «На лицо ужасные, добрые внутри…» Помните эту песенку из фильма «Бриллиантовая рука»? Это про нас, про страну… В этом, кстати, секрет бешеной популярности комедий Леонида Гайдая — «Бриллиантовой руки», «Кавказской пленницы», «Приключений Шурика».

Именно таких — легких, феерических и в то же время умных, душевных фильмов сейчас не хватает нашему зрителю. Дефицит надо восполнять. Это закон рынка, в том числе и кинорынка. Печальный опыт 90-х годов прошлого века и нулевых показал, что россияне не хотят переживать на экране то, что их и так преследует по жизни. Беспросветная чернуха, на которую в тот момент подсели российские режиссеры, не интересовала никого, кроме иностранцев. Наш зритель не изменил своим принципам: он по-прежнему хочет от кинопоказа таких переживаний, эмоций, ощущений, которых ему не хватает в реальности. Запросы не меняются.

В этом плане я также мало чем отличаюсь от среднестатистического зрителя. У меня продюсирование серьезных эпических кинодрам совпало далеко не с самым простым периодом в жизни. Кризис за кризисом: и в экономике очередной спад, отразившийся на бизнесе, и здоровье нужно было поправить. Поэтому выбор был отчасти обусловлен личными переживаниями и мироощущением в тот момент. Но я надеюсь, что тучи разойдутся — провозвестником стала первая большая комедия «Девушки бывают разные», вышедшая в октябре в широкий прокат (одновременно на 1100 экранах). Сейчас у нас планируется вторая искрометная история, которой мы порадуем зрителей. Но подробнее о ней не хочу говорить: хочешь насмешить Бога, расскажи всем о своих планах.

Продюсирование кино: в какой мере это для вас бизнес, а в какой — поддержка культурных проектов, меценатство?

Поддержка многих российских культурных инициатив, инвестирование в них остается на уровне меценатства. Но кино я занимаюсь именно как бизнесом. Тем более комедийный продукт может быть исключительно коммерческим, иначе нет никакого смысла им заниматься. Мы не только отбили затраты на фильм «В спорте только девушки», но еще и вышли в плюс. В другой проект, который мы продюсировали вместе с Сергеем Беспаловым в 2013-м, «Повар на колесах», мы вложили $16 млн. В Америке он собрал $31 млн, а мировые сборы составили $46 млн.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Грехи Грехи

Мужчины, которые обеспечили себе место в аду, зарабатывая состояние и признание

Esquire
Старуха Шапокляк: трагедия, скрытая за смешным образом Старуха Шапокляк: трагедия, скрытая за смешным образом

Что мы знаем о зловредной старушке с белой крысой на поводке

Cosmopolitan
Непонятный сигнал: зачем бизнесу предложили жаловаться на силовиков Непонятный сигнал: зачем бизнесу предложили жаловаться на силовиков

Как население воспринимает инициативу власти?

Forbes
Песня Катюши Песня Катюши

Кэт Грэм о вдохновении девяностыми, серьезном кино и русских корнях

Vogue
Перейдем к делу: как открыть свой бизнес в сфере моды Перейдем к делу: как открыть свой бизнес в сфере моды

Рассказываем, как легко открыть бизнес и что для этого нужно

Cosmopolitan
Анна Роскошная: «Если в тебе нет внутреннего света, чистоты, сексуальной энергии, то внешняя красота меркнет». Анна Роскошная: «Если в тебе нет внутреннего света, чистоты, сексуальной энергии, то внешняя красота меркнет».

Актриса Анна Роскошная о своих секретах стройности и красоты

Худеем правильно
Три короля. Как Доктор Дре, Джей-Зи и Дидди сделали хип-хоп миллиардной индустрией Три короля. Как Доктор Дре, Джей-Зи и Дидди сделали хип-хоп миллиардной индустрией

Отрывок из книги «Три короля» о восхождения богатейших представителей хип-хопа

Forbes
Александр Гудков Александр Гудков

Смешной человек — автор клипов Киркорова и журнала «Вог»,

Tatler
На задворках двух империй На задворках двух империй

Как Пушкин и древнеримский поэт Овидий оказались практически в одном месте

Наука и жизнь
7 опасных болезней, которые притворяются простудой 7 опасных болезней, которые притворяются простудой

В некоторых случаях простуда может перейти в более серьезные стадии

Популярная механика
«Невавилонская библиотека». Что остается после десятилетий чтения «Невавилонская библиотека». Что остается после десятилетий чтения

В Еврейском музее открылась инсталляция «Невавилонская библиотека»

СНОБ
Выброшенные 100 млрд: что не так с технологией цифрового ТВ, которую Эрнст назвал «трагической ошибкой» Выброшенные 100 млрд: что не так с технологией цифрового ТВ, которую Эрнст назвал «трагической ошибкой»

Константин Эрнст назвал введение мультиплексов «трагической ошибкой для России»

Forbes
Просто не сложилось Просто не сложилось

Этим известным советским актрисам так и не удалось познать радость материнства

Лиза
При живом-то муже... При живом-то муже...

Ты любящая и верная жена. Но периодически у тебя возникают неприличные фантазии?

Лиза
Мне 16, и я живу один в дикой природе Мне 16, и я живу один в дикой природе

История этого шотландского подростка поразит любого родителя

Psychologies
Беглые и подвисшие Беглые и подвисшие

Как вернуть на родину российских предпринимателей и их деньги

Русский репортер
Перемены для обмена: 8 вопросов о метаболизме Перемены для обмена: 8 вопросов о метаболизме

Плохой обмен веществ чаще всего обвиняют те, у кого никак не получается похудеть

Худеем правильно
Человек, продавший Берлинскую стену: как немецкий предприниматель построил бизнес на обломках «Железного занавеса» Человек, продавший Берлинскую стену: как немецкий предприниматель построил бизнес на обломках «Железного занавеса»

Уроженец ФРГ уже почти 30 лет продает обломки Берлинской стены туристам

Forbes
Сабина Ахмедова: «Я не смогу сыграть роль, если она мне будет неприятна» Сабина Ахмедова: «Я не смогу сыграть роль, если она мне будет неприятна»

Сабина Ахмедова о трудностях, своем первом опыте и о роли своей мечты

Cosmopolitan
На кемадеро в санбенито На кемадеро в санбенито

Инквизиция на долгое время стала чуть ли не символом Испании

Дилетант
8 стратегий против ненужных покупок 8 стратегий против ненужных покупок

Как устоять перед соблазном купить «чего-нибудь этакого»?

Psychologies
Темная сторона самодисциплины Темная сторона самодисциплины

У самоконтроля и дисциплины есть и темная сторона

Psychologies
Уж замуж ни за что: пять причин, по которым женщинам всё меньше интересен брак Уж замуж ни за что: пять причин, по которым женщинам всё меньше интересен брак

В России растёт число одиноких женщин

Cosmopolitan
Удобные и интуитивно понятные: в России опробуют новые ПДД Удобные и интуитивно понятные: в России опробуют новые ПДД

Столичные власти готовы опробовать экспериментальные решения в области ПДД

РБК
Выбери цвет волос для зелёных глаз Выбери цвет волос для зелёных глаз

Выбери оттенок волос под цвет глаз

Cosmopolitan
Советский модернизм Советский модернизм

Вспоминая архитектурную «перестройку»

Наука и жизнь
Бывший миллиардер Ноготков назвал семь причин, погубивших его бизнес-империю Бывший миллиардер Ноготков назвал семь причин, погубивших его бизнес-империю

Максим Ноготков рассказал о причинах, которые разрушили его бизнес

Forbes
Реза Негарестани: Циклонопедия Реза Негарестани: Циклонопедия

Фрагмент романа иранского писателя Резы Негарестани

СНОБ
Как бросить пить пиво самостоятельно: 9 советов, которые точно помогут Как бросить пить пиво самостоятельно: 9 советов, которые точно помогут

Признание проблемы — первый шаг к победе

Playboy
«Еще один налог на предпринимателей»: как «суверенный интернет» изменит жизнь российского бизнеса «Еще один налог на предпринимателей»: как «суверенный интернет» изменит жизнь российского бизнеса

Как риск отключения от глобального интернета влияет на российский бизнес?

Forbes
Открыть в приложении