Интервью с миллиардером Глебом Фетисовым

ForbesРепортаж

«В России никто даже не пытается считать деньги»: как миллиардер Глеб Фетисов стал кинопродюсером

Миллиардер Глеб Фетисов о комедии как коммерческом продукте, о проблемах российской киноиндустрии и о том, почему смерть кинотеатров и большого кино сильно преувеличена.

Варвара Перцова

b79a5312.jpg__1574332877__30720.jpg
Глеб Фетисов. Фото Ивана Куринного

Бывший совладелец телекоммуникационного холдинга Altimo, миллиардер Глеб Фетисов продюсирует российское и зарубежное кино с середины 2010-х годов, ему принадлежит компания Fetisoff Illusion. В числе проектов Фетисова есть и успешные комедии, такие как «Повар на колесах» и «Девушки бывают разные», и авторское кино — «Нелюбовь» Андрея Звягинцева и «Собибор» Константина Хабенского.

Вы давно в бизнесе, вы доктор экономических наук и член-корреспондент РАН — кажется, многие годы у вас были совсем другие интересы. Зачем состоявшемуся предпринимателю, инвестору, ученому идти в большое кино, становиться продюсером?

Кино — это любовь с детства. Как только я себя осознал как личность, около четырех лет, я влюбился в кино. Позже на смену детским фильмам пришли вестерны для юношей-подростков, приключенческие и исторические кинороманы, романтические истории. И, разумеется, захватывающие боевики с Джеки Чаном, Арнольдом Шварценеггером, Сильвестром Сталлоне. Куда же без них?

Но, как любой нормальный человек, я больше всего любил комедии. Правда, тогда я не мог даже предположить, что комедия — самый сложный жанр в кинематографе (что, кстати, признают все профессионалы мирового уровня). Многие зрители не осознают этого, считая, что комедия — это же так легко! В реальности значительно проще заставить аудиторию заплакать. Легче вызвать слезы — слезы горести или умиления, чем подлинный смех. Я был воспитан на советских и зарубежных комедиях — с Пьером Ришаром, Джимми Керри. Вдохновляясь ими, с детства вынашивал мечту снимать комедийное кино. Поэтому моими первыми фильмами стали две комедии. Российская «В спорте только девушки» была выпущена в прокат в феврале 2014-го. Вторая картина вышла в мае того же года — это Chef (в русском прокате «Повар на колесах») режиссера Джона Фавро с Робертом Дауни-младшим, Дастином Хоффманом, Скарлетт Йоханссон и Софией Вергарой.

Подобные легкие добрые фильмы нужны в России. Все иностранцы говорят про нас, что мы не улыбчивые, вечно хмурые. В то же самое время наш самый любимый жанр — анекдот. Вот такой парадокс. «На лицо ужасные, добрые внутри…» Помните эту песенку из фильма «Бриллиантовая рука»? Это про нас, про страну… В этом, кстати, секрет бешеной популярности комедий Леонида Гайдая — «Бриллиантовой руки», «Кавказской пленницы», «Приключений Шурика».

Именно таких — легких, феерических и в то же время умных, душевных фильмов сейчас не хватает нашему зрителю. Дефицит надо восполнять. Это закон рынка, в том числе и кинорынка. Печальный опыт 90-х годов прошлого века и нулевых показал, что россияне не хотят переживать на экране то, что их и так преследует по жизни. Беспросветная чернуха, на которую в тот момент подсели российские режиссеры, не интересовала никого, кроме иностранцев. Наш зритель не изменил своим принципам: он по-прежнему хочет от кинопоказа таких переживаний, эмоций, ощущений, которых ему не хватает в реальности. Запросы не меняются.

В этом плане я также мало чем отличаюсь от среднестатистического зрителя. У меня продюсирование серьезных эпических кинодрам совпало далеко не с самым простым периодом в жизни. Кризис за кризисом: и в экономике очередной спад, отразившийся на бизнесе, и здоровье нужно было поправить. Поэтому выбор был отчасти обусловлен личными переживаниями и мироощущением в тот момент. Но я надеюсь, что тучи разойдутся — провозвестником стала первая большая комедия «Девушки бывают разные», вышедшая в октябре в широкий прокат (одновременно на 1100 экранах). Сейчас у нас планируется вторая искрометная история, которой мы порадуем зрителей. Но подробнее о ней не хочу говорить: хочешь насмешить Бога, расскажи всем о своих планах.

Продюсирование кино: в какой мере это для вас бизнес, а в какой — поддержка культурных проектов, меценатство?

Поддержка многих российских культурных инициатив, инвестирование в них остается на уровне меценатства. Но кино я занимаюсь именно как бизнесом. Тем более комедийный продукт может быть исключительно коммерческим, иначе нет никакого смысла им заниматься. Мы не только отбили затраты на фильм «В спорте только девушки», но еще и вышли в плюс. В другой проект, который мы продюсировали вместе с Сергеем Беспаловым в 2013-м, «Повар на колесах», мы вложили $16 млн. В Америке он собрал $31 млн, а мировые сборы составили $46 млн.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Журнальный мир Журнальный мир

Главные редакторы трех бумажных журналов – о листе бумаги, как о начале пути

Seasons of life
Как укоротить рукава самостоятельно: несколько швейных лайфхаков Как укоротить рукава самостоятельно: несколько швейных лайфхаков

Укоротить рукава пальто и других изделий можно без специальных швейных навыков

Cosmopolitan
Ларек с сигаретами. С чего начинали бизнес успешные предпринимательницы Ларек с сигаретами. С чего начинали бизнес успешные предпринимательницы

Лучше всего на подвиги вдохновляют реальные истории успеха

Forbes
Алексей Сальников — о любимых книгах Алексей Сальников — о любимых книгах

Писатель Алексей Сальников рассказывает о любимых книгах

Esquire
Неуправляемый Неуправляемый

Как справиться с собственным ребенком и призвать его к порядку?

Лиза
Код да Винчи Код да Винчи

Фигура гения Возрождения до сих пор остается окутанной завесой тайны

Караван историй
Дэвид Лорен — о фильме «Very Ralph», своем отце и развитии компании Дэвид Лорен — о фильме «Very Ralph», своем отце и развитии компании

В 2018 году бренду Ralph Lauren исполнилось 50 лет

РБК
Военная тайна 13-летнего подростка Военная тайна 13-летнего подростка

Подросток, который выводит из себя может довольно быстро стать воспитанным

СНОБ
Государство и его дикари. Почему власти оказываются на стороне насильников Государство и его дикари. Почему власти оказываются на стороне насильников

Российская власть боится будущего

СНОБ
Алиса Хазанова: Менять отношение к правам женщин нужно не в киноиндустрии, а в реальной жизни Алиса Хазанова: Менять отношение к правам женщин нужно не в киноиндустрии, а в реальной жизни

Алиса Хазанова рассказала об отношении к смерти и о правах женщин в России

СНОБ
Здесь никто не живет Здесь никто не живет

На чьей земле строится мусорный полигон на станции Шиес

Русский репортер
Худой психопат и толстый политик: Кристиан Бейл и все его трансформации в кино Худой психопат и толстый политик: Кристиан Бейл и все его трансформации в кино

Посмотрим, как Кристиан Бейл менялся для разных фильмов

Cosmopolitan
Альбина Мотор Альбина Мотор

Кто создал «Музей борщевика» и помог уличным художникам попасть на сцену БДТ?

Собака.ru
От «Паразитов» до «Лобстера»: 10 главных фильмов о (не)справедливости От «Паразитов» до «Лобстера»: 10 главных фильмов о (не)справедливости

Самая справедливая подборка фильмов от Forbes Life

Forbes
Прорыв года: Катя Адушкина Прорыв года: Катя Адушкина

Про Катю Адушкину лучше слов говорят цифры

Glamour
Год сбитых ангелов: почему новых «Ангелов Чарли» не спасает даже Кристен Стюарт (хотя она там хороша) Год сбитых ангелов: почему новых «Ангелов Чарли» не спасает даже Кристен Стюарт (хотя она там хороша)

Кинокритик Егор Москвитин рассказывает, каким получился фильм «Ангелы Чарли»

Esquire
Засекреченные уголовники. Почему следователи отказывают Голунову в ознакомлении с его делом Засекреченные уголовники. Почему следователи отказывают Голунову в ознакомлении с его делом

В суде разбирают жалобу Ивана Голунова на бездействие Следственного комитета

СНОБ
Маленький патчевый заводик: как Тина Канделаки строит многомиллионный косметический бизнес Маленький патчевый заводик: как Тина Канделаки строит многомиллионный косметический бизнес

История создания косметического бренда Ansaligy Тины Канделаки

Forbes
No photo, please: 8 мест, которые нельзя фотографировать No photo, please: 8 мест, которые нельзя фотографировать

Популярные туристические объекты, которые запрещено снимать на камеру

РБК
Суровые сказки севера Суровые сказки севера

Теплое море экзотических стран мы променяли на ветра Северной Норвегии

Лиза
Ева Грин: горячие фотографии и много интересных фактов о француженке Ева Грин: горячие фотографии и много интересных фактов о француженке

Роковая красотка, от которой сложно оторвать взгляд.

Playboy
Дочери Ивана Колесникова: «Можем получить, если ссоримся» Дочери Ивана Колесникова: «Можем получить, если ссоримся»

Евдокия и Вера признались «СтарХиту», почему редко видятся

StarHit
«Это не остановить»: NYT рассказала, как Twitter стал политическим оружием Трампа «Это не остановить»: NYT рассказала, как Twitter стал политическим оружием Трампа

Как Трамп превратил Twitter в инструмент политики и средство шантажа советников

Forbes
Моё не трожь: как сделать приват на сервере в Майнкрафте Моё не трожь: как сделать приват на сервере в Майнкрафте

Все команды, связанные с приватом в Майнкрафте

CHIP
Рецензия: Каким получился Рецензия: Каким получился

Почему Disney прямо на наших глазах совершает революцию в киноиндустрии

Esquire
Почему после удачных свиданий мужчины перестают звонить? Почему после удачных свиданий мужчины перестают звонить?

Почему ваши с партнером ожидания могут не совпадать?

Psychologies
Жизненный урок: у кого учатся современные женщины-лидеры Жизненный урок: у кого учатся современные женщины-лидеры

Разговор с успешными женщинами о том, в чем же их секрет успеха

Forbes
Одна вокруг света. Прощание с Африкой Одна вокруг света. Прощание с Африкой

51-я серия о кругосветном путешествии Ирины Сидоренко и ее собаки Греты

Forbes
«Близость к смерти — хорошее испытание». Людмила Улицкая о новой книге, женской дружбе и отношениях с возрастом «Близость к смерти — хорошее испытание». Людмила Улицкая о новой книге, женской дружбе и отношениях с возрастом

Людмила Улицкая о культе молодости и пограничном пространстве души

Forbes
Алиса в стране откатов Алиса в стране откатов

Как именно работает эзотерическая экономика откатов и офшоров?

Esquire
Открыть в приложении