Сериал "Хранители": рецензия
HBO и «Амедиатека» представили новых «Хранителей» — не экранизацию, не сиквел, а, скорее, ремикс графического романа Алана Мура и Дэйва Гиббонса. Игорь Кириенков рекомендует не искать параллелей с великим первоисточником, а довериться фантазии автора сериала — сценариста «Остаться в живых» и «Оставленных» Дэймона Линделофа
2019-й в кино и на телевидении оказался годом передачи эстафеты. «Аватар» уступил «Мстителям» первую строчку в рейтинге самых кассовых фильмов всех времен. Новый боевик про Джеймса Бонда выйдет только в апреле, но уже известно, что кодовый номер агента MI-6 перейдет к его коллеге. Закончилось одно дорогостоящее фэнтези с огромным количеством требовательных фанатов («Игра престолов») — во весь опор к зрителю мчится другое («Ведьмак»). На декабрь обещана грандиозная развязка «Звездных войн», в окончательность которой, впрочем, трудно поверить: на фоне новостей про увольнение Д.Б. Уайса и Дэвид Бениоффа, курировавших еще одну трилогию про Далекую галактику, кажется, что Disney не решится так уж бесповоротно расстаться с более-менее симпатичными массам героями. Самым впечатлительным вообще может показаться, что поп-культура готовится к перегруппировке, планирует — в соответствии с изменившимися социокультурными обстоятельствами — перейти в какое-то другое состояние; что впереди большая ревизия развлекательного канона, достигшего своего акне и нуждающегося в обновлении; что нас ждет капитальная перезагрузка матрицы — ну, и, конечно, «Матрицы».
Меж тем чуть ли не единственным настоящим примером перепрошивки (не будем говорить старого: классического) софта в этом году вдруг стали «Хранители» — осовремененная редакция исполинского графического романа о супергероях без суперспособностей, которые мучаются сами и мучают других в альтернативном Нью-Йорке в ожидании ядерного удара СССР по США. Вышедший в 1986 году рисованный эпос Алана Мура и Дэйва Гиббонса тоже в каком-то смысле пытался пошатнуть основания жанра, показать, что в него можно играть по правилам извилистой постмодернистской прозы, а не следовать трафаретам, периодически убивая и воскрешая любимых публикой персонажей. Революционный потенциал «Хранителей», вскорости ставших идеальным примером «комикса для тех, кто ненавидит комиксы» (а любит, к примеру, Пинчона, Набокова и Макэлроя), не выветрился и спустя двадцать три года после первой публикации, когда эту историю перенес на экран Зак Снайдер. Так новому сериалу HBO приходится конкурировать еще и с этой — не слишком успешной в финансовом, но довольно влиятельной в культурном плане — экранизацией, точным и неточным одновременно фильмом, в котором было много красоты (как ее понимали в 2009-м: рапиды, латекс, поцелуй на фоне ядерного гриба) и очень мало иронии, составляющей в оригинале половину удовольствия.