«Мона Лиза» в гостиной: как выпускник МГИМО продает современное искусство с помощью новых технологий
Приложение дополненной реальности Vivart позволяет примерить на стену спальни, кухни или даже уборной произведение современного искусства и тут же купить его. За год виртуальный арт-консультант принес своему создателю 10 млн рублей выручки, а одна из картин, купленная через сервис, украшает гостиную на Рублевке
«Ты видишь произведение искусства в галерее — классно. А как это будет смотреться в твоей комнате с обоями, кактусами и подушками, не знаешь. С этим как раз и помогает AR (англ. augmented reality, технология дополненной реальности. — Forbes)», — говорит об одной из главных проблем рынка современного искусства основательница арт-консалтинговой компании Everal Люси Виноград. На помощь любителям модерн-арта пришел предприниматель Василий Мазанюк: он придумал приложение Vivart, которое позволяет примерить одну из 500 картин современных художников на стену своей спальни и сразу же приобрести произведение.
Одним из первых пользователей Vivart стал Антон (фамилию он не называет) из Владивостока, который через приложение приобрел картину Алишера Кушакова «Море» за 120 000 рублей. Ее он презентовал своей возлюбленной, проживающей в элитном районе Рублево-Успенского шоссе в Москве. Подарок та приняла, но сохранить отношения арт-объект не помог: «С девушкой мы, к сожалению, расстались». Любовь к искусству у Антона эта история не отбила: с тех пор через Vivart он купил еще шесть картин в среднем по 100 000 рублей каждая.
Антон и другие поклонники современного искусства принесли создателю Vivart 10 млн рублей выручки за первый год работы. Сможет ли виртуальный помощник сделать интерес к картинам современных художников массовым?
Из дипломатов в стартаперы
31-летний основатель Vivart Василий Мазанюк в детстве мечтал стать актером, но по настоянию родителей поступил на факультет международных экономических отношений в МГИМО. После института через знакомых устроился на стажировку в департамент управления делами правительства России. До полноценной работы дипломатом, правда, не дорос — стало скучно, и он ушел в семейный бизнес. Отец Мазанюка владел строительной компанией «Гарантстрой», где Василий стал заместителем гендиректора. Но и там продержался недолго: «У отца есть два мнения: его и неправильное. Мне это надоело — захотелось самому отвечать за все процессы».
В 2014 году вместе с институтскими друзьями Петром Продовиковым (до этого — инженером в производителе систем управления предприятиями «Система-Сервис») и Игорем Высоцким (экс-менеджер международных проектов в «Росатоме») Мазанюк решил открыть свое агентство по разработке сайтов и приложений. «Тогда еще не было такого IT-хайпа, порог входа на рынок был очень низким. Для старта нужны были только люди, компьютеры и интернет», — вспоминает он. Партнеры зарегистрировали компанию MWP Tech, нашли среди студентов Бауманки трех сотрудников и сняли небольшой офис за 60 000 рублей в месяц.
Первыми клиентами стали владелицы художественной галереи Artwin Gallery сестры Мадина и Мариана Гоговы, знакомые с Мазанюком по учебе в МГИМО. Сестры организовывали выставки на музейных площадках и сотрудничали с современными художниками. К Мазанюку они обратились за разработкой сайта, он по дружбе согласился сделать его бесплатно.
Следом за проектом для Artwin Gallery компания Мазанюка сделала еще несколько бесплатных сайтов для знакомых. Инвестиции в портфолио себя оправдали — к концу года к ним начали обращаться сторонние заказчики (например, приложение-агрегатор акций ресторанов Qach.it, агрегатор несетевых отелей Azent.ru). За неполный 2015 год Мазанюк, Продовиков и Высоцкий выручили порядка 1 млн рублей и получили 300 000 рублей прибыли.
Осенью 2016 года у Мазанюка и Продовикова (Высоцкий ушел на позицию консультанта в McKinsey) родилась идея нового стартапа — приложения Foodberry для предзаказа еды «с собой» в ресторанах. Концепцию приятели подсмотрели в Финляндии — там существовало похожее приложение Wolt. На разработку российского аналога потратили около полугода и несколько миллионов рублей. С инвестициями и партнерством с ресторанами частично помог еще один друг Мазанюка Максим Котин, который получил 33% в Foodberry.