«В погоне за черепахой: Путешествие длиной в 200 миллионов лет»
Почему популяции морских черепах когда-то были более многочисленными
Сегодня в океанах можно встретить семь видов морских черепах. Крупнейшая из них — кожистая черепаха (Dermochelys coriacea) — весит до 700 килограммов и вырастает до 2,2 метра в длину. С 1980-х популяция этих рептилий, обитающих по всей планете, значительно сократилась. Теперь их судьба во многом зависит от человека. В книге «В погоне за черепахой: Путешествие длиной в 200 миллионов лет» (издательство «Альпина нон-фикшн»), переведенной на русский язык Анной Ландиховой, эколог и зоолог Карл Сафина рассказывает о жизни кожистых черепах, а также о том, как меняются океаны, влияя на природу и человека. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным истреблению морских черепах в прошлом, его влиянию на морские экосистемы и современному положению разных видов этих рептилий.
***
В те времена, когда европейские корабли, расправив паруса, отправились на запад и на юг, теплые моря еще кишели черепахами: их количество, вероятно, измерялось тогда миллиардами. Вполне возможно, что на каждую теперешнюю черепаху тогда приходилось по сотне. Ведь только за последнее столетие многие популяции сократились на девяносто процентов.
Сегодня мы с трудом можем представить себе то изобилие животного мира, которое царило в океанах в начале Нового времени. К примеру, в ходе своего второго путешествия, в 1492 году, Христофор Колумб делает следующее наблюдение1: «В пределах двадцати лье... море вокруг кишело черепахами... их было так много, что казалось, корабль сейчас сядет на них, как на мель, что он купается в них...» Десятого мая 1503 года, во время своего четвертого путешествия, Христофор Колумб заметил, по словам его сына Фердинанда, «два низеньких островка, которые, как и окружающий океан, были заполнены черепахами... настолько, что казалось, на берегу не черепахи, а камни». Эти острова были названы Тортуга — острова Черепахи. Позже их переименовали в Каймановы острова. Тут существовали, пожалуй, самые крупные за всю историю гнездовья зеленой черепахи. Зрелище этого изобилия способствовало частому (и всегда ошибочному) представлению о том, что дикая природа неисчерпаема. К тому времени племена аборигенов уже сократили количество нескольких гнездящихся популяций. Но это было ничто по сравнению с той расправой, которую вскоре устроили черепахам европейцы. Особенно тяжко пришлось животным Карибского бассейна в эпоху колонизации. Вскоре после появления европейских поселенцев зеленые черепахи — основная и любимая пища моряков — стали объектом неистовой торговли. В результате в этом важнейшем регионе гнездования черепах одна за другой начали исчезать целые популяции2.
1. О небывалых количествах черепах на берегах Нового Света и цитата из Фердинанда Колумба взяты из текста К. Бьорндала со с. 184 здесь: Biology and Conservation of Sea Turtles. Rev. ed. Washington, DC: Smithsonian Institution, 1995. Также см.: Long E. The history of Jamaica, or General survey of the Ancient and modern state of that island. London: T. Loundes, 1744.
2. О Бермудских островах: Babcock H. Sea Turtles of the Bermuda Islands, with a Survey of the Present State of the Turtle Fishing Industry // Proceedings of the Zoological Society of London (A) 107: 595–601, 1938.
Вот что писал один из поселенцев на Бермудских островах в 1610 году: «На берегах... черепахи, рыба и дичь водятся в таком изобилии, словно это прах земной». В 1620 году, всего через одиннадцать лет после начала колонизации, живность на Бермудских островах сократилась настолько, что ассамблея издала закон, защищающий маленьких черепах (возможно, это был первый правовой акт3 по защите окружающей среды в Новом Свете):
3. Цитаты из указа и о «прахе земли» можно посмотреть здесь: http://www.cccturtle.org/bermuda/conservation.htm
Акт супротив расправы над младыми нашими черепахами
Принимая во внимание большую растрату и злоупотребление... которое учиняется развратными и неосмотрительными особами... которые при выходе в море... хватают без разбору всякую черепаху, и старую и младую, и большую и малую, и убивают ее, забирают и поглощают, что способствует угасанию потомства столь прекрасной рыбы... то... отныне и впредь пусть ни один человек... не помышляет убить или привести к смерти... малых черепах восемнадцати дюймов в ширину или в диаметре...
За преступление назначался штраф — пятнадцать фунтов табака (половина шла правительству, половина — информатору). Несмотря на запрет, истребление продолжалось, и к концу XVIII мощный поток гнездящихся черепах истощился до нескольких капель, а затем и те пересохли. К 1800 году от бермудских зеленых черепах практически ничего не осталось (парочке удалось дожить до 1930-х годов). Но и после того, как «прах земной» превратился в пепел, люди продолжали ловить черепах в водах Бермудских островов. И только через два столетия, в 1973 году, Бермуды наконец даровали черепахам защиту. (В 1960-х и 1970-х годах на островах выпускали детенышей, но все попытки восстановить гнездовье пока провалились.)
В 1655 году, когда в британской колонии на Ямайке стало не хватать еды, адмирал отослал один из своих кораблей на Каймановы острова за черепахами. С тех пор для гнездящихся самок они превратились в бойню. Один человек по имени Эдвард Лонг в то время писал: «Подтверждаю, что судна, которые сбивались с пути из-за тумана, устанавливали курс по звуку, которые издают эти животные, когда плавают, и таким образом попадали на Каймановы острова... Каждый год этот брег походил на мелководье с сельдью... По соизволению милостивого Господа... когда прочие плоды земли иссякают, мы можем в избытке получить пропитание в этом неиссякаемом источнике черепах и яиц, которые производятся тут каждый год словно специально для нас».
Верные родным местам, которые не подводили их в течение тысячелетий, зеленые черепахи возвращались сюда снова и снова, но оказалось, что берег их предал. Самок, вышедших на побережье копать гнезда с мая по сентябрь, внезапно переворачивали на спину; впервые за всю свою долгую жизнь они не могли достать ластами до песка или воды. В 1670 году на Каймановых островах круглый год ловили черепах сорок судов из Ямайки. Когда закончился сезон гнездования, они отправились за черепахами в места кормежки, на заросшие мелководья, в низины и песчаные отмели. Всякий раз, когда моряки поднимали бокалы на Новый год, тринадцать тысяч черепах отправлялись на корм ямайским поселенцам.