300 откликов и ноль предложений: как айтишнику найти работу в Германии
Население Германии в 2022 году выросло на рекордные 1,3%. Прирост на более чем 1 млн человек обеспечили переехавшие в страну иностранцы. Среди иммигрантов новой волны много россиян. Бывший старший менеджер по продукту в «Мегафоне» Евгений Багаряков с 2021 года работает руководителем продукта в немецкой IT-компании adjoe, и в колонке для Forbes он рассказывает, каким русскоязычным специалистам легче всего трудоустроиться в стране, на что смотрят немецкие HR-менеджеры при отборе кандидатов, что в соискателях их может оттолкнуть и почему не все релоканты смогут закрепиться на локальном рынке.
Почему Германия
Я всегда хотел переехать в Европу и развивать международную карьеру. Германия привлекла меня по нескольким причинам. Здесь сосредоточено большое количество IT-компаний, в том числе с российскими корнями. Самый выдающийся, на мой взгляд, кейс — HR-гигант Personio с оценкой $8,5 млрд. Есть и другой яркий пример — берлинский разработчик приложения Endel, которое создает персонализированную музыкальную среду для сна и концентрации внимания. Основанный россиянами стартап за время существования привлек $21,2 млн инвестиций и может похвастаться сотрудничеством с канадской певицей Grimes.
Многие локальные предприниматели оплачивают сотрудникам переезд и выделяют дополнительный бюджет на покупку базовых вещей по приезде. Таким образом бизнес пытается привлечь больше квалифицированных специалистов из-за границы. Это связано с серьезным кадровым голодом в стране. Эксперты полагают, что для нормализации ситуации на рынке потребуется нанимать по 400 000 квалифицированных мигрантов ежегодно. В Германии не хватает айтишников, врачей, специалистов по уходу за пожилыми людьми и детьми, машинистов, архитекторов и других профессионалов.
Кроме того, страна привлекла меня хорошей медициной, высоким уровнем безопасности и удобным сообщением с другими европейскими государствами. Здесь также крупное русскоязычное комьюнити: в Германии проживают около 6 млн иммигрантов из России, Украины и Белоруссии. Есть много чатов и групп в социальных сетях, где они обмениваются полезной информацией и поддерживают друг друга.
Стрессоустойчивый и мультизадачный
Я начал искать работу в Германии в декабре 2020 года. За два месяца я откликнулся на 300 вакансий, сходил на два собеседования с HR-специалистами, на одно с нанимающим менеджером — и получил ноль предложений о работе.
Основной проблемой в моем случае стала нехватка опыта на серьезных позициях в IT-компаниях — многие работодатели говорили, что я «слишком junior» (начинающий специалист). Это правда: к тому моменту я только получил магистерскую степень по предпринимательству и инновациям в Калифорнийском университете и приступил к работе менеджером по продукту в российском «МегаФоне». Сказалась и сложная мировая ситуация — бушевала пандемия Covid-19, и компании очень аккуратно нанимали. Еще более скрупулезно они отбирали сотрудников, которых требовалось перевозить в страну.
В январе 2021-го я решил сделать перерыв и сосредоточиться на карьере в России. За следующие полгода я с нуля перезапустил виджет (элемент мобильного приложения, который выводится на экран смартфона или компьютера) для «МегаФона» и сформировал свою команду из 14 человек.
Летом 2021 года я возобновил поиск работы за границей. За следующие два месяца я откликнулся примерно на 500 вакансий, которые находил на LinkedIn. Чтобы увеличить свои шансы, я просил знакомых, которые работали в Европе, порекомендовать меня на те или иные позиции.
В результате меня пригласили на восемь собеседований с HR-отделами. По трем позициям я дошел до финального этапа и получил два оффера (предложение по работе). Один — от немецкой IT-компании adjoe. Сотрудницей этого стартапа была моя одногруппница. Она рассказала подробно о внутреннем устройстве компании — это стало решающим фактором при выборе предложения.
Оглядываясь назад, я бы изменил подход к поиску работы, чтобы увеличить конверсию:
- подавался бы не только через LinkedIn, но и через сайты компаний: там, по моему опыту, чаще просматривают отклики от кандидатов;
- зачастую эйчары в первую очередь смотрят на реферальных кандидатов — тех, кого рекомендовали сотрудники. Поэтому я бы писал напрямую людям, которые работают в интересующих меня проектах, и просил бы порекомендовать меня руководству. Важно направлять каждому максимально персонализированные сообщения и объяснять, почему вам интересна конкретная позиция, как она соотносится с вашими интересами, опытом и стремлениями. Да, будет много отказов. Но из 100 человек 10–15 могут откликнуться. Может сработать денежная мотивация — часто компании выплачивают сотрудникам гонорары за приведенные в команду кадры;