Эхо Верхнего Ларса: почему транзит не стал для Северной Осетии драйвером роста
На следующий день после объявления в России частичной мобилизации, 22 сентября 2022 года, очередь из автомобилей перед пропускным пунктов в Верхнем Ларсе растянулась на 10 км, а еще через пять дней выросла в три раза. За неделю российские пограничники, ранее оформлявшие не более 1000 автомобилей в день, пропустили в Грузию 37 500 легковых машин. Северная Осетия стала перевалочным пунктом для россиян на пути в Европу и обратно, а также местом входа для европейских грузов, которые окольными путями дальнобойщики повезли российским заказчикам. Республика имеет огромный туристический потенциал, геополитика подарила ей растущий транзит, но пока извлечь из этого существенной выгоды не получается. Почему Северная Осетия продолжает жить в спящем режиме — в репортаже Forbes.
Пока не достроена окружная дорога, вереница фур идет в Грузию и обратно прямо через микрорайон Владикавказа. Грузовой маршрут в Россию через Грузию был всегда, но сейчас после закрытия границ на западе России и скачка поставок из Ирана нагрузка на него заметно увеличилась. По данным Федеральной таможенной службы России, в 2023 году товарооборот через Верхний Ларс по сравнению с прошлым годом вырос более чем на 20%.
Не считая транзитников
За последние пять лет пропускная способность этого пограничного пункта пропуска возросла на 50%, в июне этого года здесь увеличили общее количество полос для движения транспорта до 39, что позволит оформлять до 1500 грузовых автомобилей в сутки. С российской стороны строительные работы еще не завершены, на грузинском пропускном пункте преобразования уже закончены. Сейчас Грузия ведет работы на подъездных путях. В районе грузинского селения Коби на трассе установлен информационный щит, где грузинские и латинские буквы соседствуют с иероглифами. Мимо него проезжают китайцы на строительной технике, которые строят новый тоннель — после его ввода водителям больше не придется петлять по серпантину. Сейчас на многих участках машины с трудом разъезжаются, дорога не только сложна, но и очень опасна. Среди идущих в оба направления грузовиков — множество легковых машин и автобусов с номерами разных регионов России.
«Везу в Тбилиси, всего 4000 рублей», — зазывают таксисты в аэропорту Владикавказа. Авиабилет Москва-Тбилиси в августе стоил 21 000 рублей, долететь же до столицы Северной Осетии можно было за 7000 рублей. В итоге через Осетию получается добраться до Грузии в два раза дешевле. Как рассказал в интервью Forbes глава комитета по туризму республики Ацамаз Дзарахохов, в 2022 году Северную Осетию посетило 950 000 гостей — на 33% больше, чем в 2021-м. Из них, как он говорит, примерно поровну туристов и экскурсантов. Первые — это те, кто переночевал, вторые — проведшие в Осетии не менее трех часов (в основном приехавшие на экскурсии из соседнего Ставрополья). Непосредственно транзитники, сразу же отправившиеся на пограничный пункт Верхний Ларс, в это число не входят. За первые шесть месяцев этого года число гостей приросло к аналогичному периоду 2022-го на 29%. По данным МВД Грузии, в страну въехало в прошлом году почти 1,5 млн россиян.
По словам Ацамаза Дзарахохова, туризм — приоритетное направление развития республики. «Нами разработан мастер-план развития туристических территорий республики — 95 проектов. Из них семь с детальной проработкой, — рассказывает он. — Готовится мастер-план Владикавказа как города-курорта — строительство в южной части санаториев. У нас же минеральная вода, грязи».
Если Эльбрус, который находится на границе Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, популярное место отдыха, то Казбек в Северной Осетии в контексте массового туризма давно забыт. «Казбек — это бренд не хуже Эльбруса. По данным погранслужбы, в 2022 году через погранпост на пути следования к Казбеку прошло чуть менее 5000 человек, — говорит Дзарохохов. — Пока это дикий туризм. Но можно выстроить лагеря с инфраструктурой на маршрутах, места для палаток, зарабатывать на услугах».
Красивейшие горы Северной Осетии видны здесь из любой точки. «У нас в отеле останавливаются чаще всего на три-четыре дня. Просто отдохнуть в тишине и красоте. Релаксировать», — рассказывает Forbes совладелец Forrest Terrace Hotel Заур Хадарцев. Отель пяти звезд был построен в 2020 году над живописным ущельем, по которому бежит горная река. В нем всего 50 номеров, двухместный в августе стоил 17 000 рублей за ночь. За что такие деньги? «Здесь обалденная красота», — объяснил корреспонденту Forbes турист из Ростова-на-Дону, гулявший по специально проложенному над отелем терренкуру. В республике анонсированы проекты строительства отелей сетей Cosmos, Cronwell — правда, окончательные решения инвесторами еще не приняты.
Родовые башни
Художник Заурбек Цаллагов свой проект реализовал — «Родовые башни Цаллаговых» уже построены. «Каждое село — это фактически один род, — рассказывает Цаллагов. — Жить в башнях могли себе позволить лишь князья, однако в случае осады врагов туда переселялось все село». В родовом селе Цаллаговых — Унал от древних башен, жилых и боевых, остались одни развалины, сейчас их облик восстановили. Проводя экскурсию для корреспондента Forbes, Заурбек демонстрирует деревянную люльку, в которой вырос не только он сам, но и его прадед. Показывает надочажную цепь, которая хранится в семье более 400 лет, и многое другое, дошедшее из прошлого. С 2018 года башни и двор при них превращены в этно-культурный комплекс — здесь проводятся фестивали и театральные представления. В республике подобных объектов, из которых можно было бы выстроить колоритный познавательный туристический маршрут, не так уж много.