Как два программиста из России уехали в Долину, придумали простой конструктор для сбора аналитики и привлекли $6,2 млн
После переезда в Долину российские разработчики Артем Кейдунов и Павел Тиунов жили в хостелах, экономили на еде и пытались пробиться в десятки акселераторов. Упорство помогло им развить сначала чат-бот для сбора аналитики Statsbot, а затем более «гиковский» продукт для программистов — конструктора аналитических инструментов Cube.js. Сегодня Cube.js пользуются около 70 000 человек по всему миру, а на прошлой неделе стартап получил очередной раунд в $6,2 млн.
В конце 2017 года Артем Кейдунов и Павел Тиунов пришли с очередной стартап-конференции в свою комнату в хостеле в Сан-Франциско и задались вопросом: «Что мы вообще делаем? Пилим какой-то стартап с непонятными перспективами и живем в хостеле вместо нормальной квартиры в Москве?». Три года спустя «стартап с непонятными перспективами» превратился в два успешных продукта с десятками тысяч пользователей и миллионами долларов инвестиций. Первым стал чат-бот Statsbot, который по запросу рядовых пользователей — владельцев небольших интернет-магазинов или менеджеров, которым нужно было оценить динамику продаж своего отдела — собирал аналитику из разных источников и автоматически отправлял ее в рабочие чаты.
Statsbot привлек $2 млн инвестиций и 20 000 пользователей, но уперся в потолок клиентского интереса (продукт работает по сей день, его годовая выручка составляет несколько сотен тысяч долларов). Тогда разработчики приняли нетривиальное решение: вместо того, чтобы пожинать плоды стабильно работающего бизнеса, перебросили силы на создание нового, ориентированного на более узкую аудиторию своих коллег-программистов продукта Cube.js. С его помощью разработчики могут создавать заточенные под свои задачи приложения, которые агрегируют аналитику из разных источников и мгновенно визуализируют ее в виде понятных графиков.
Сегодня платформой пользуются 70 000 программистов по всему миру, в нее вложился фонд BainCapital, в портфеле которого такие известные компании, как LinkedIn и SurveyMonkey, а запущенная летом текущего года монетизация за первый год работы может принести создателям не менее $1 млн выручки.
Вкалывают роботы
Артем Кейдунов родился и вырос в Сочи, выучился на юриста в местном филиале РУДН, затем поступил в магистратуру на международное право и переехал в Москву. В процессе решил переквалифицироваться из юриста в айтишника: вдохновился фильмом «Социальная сеть» про историю создания Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и начал самостоятельно изучать программирование, а потом делать сайты на заказ. В начале 2010-х Кейдунов устроился разработчиком в тогда еще молодую компанию по дополнительному образованию для школьников «Учи.ру». В 2014-м он возглавил разработку в Happy Numbers — бренд, под которым «Учи.ру» вышла в США.
Для рабочей переписки членам команды «Учи.ру» нужен был корпоративный чат. «Прежде мы пользовались Skype, и это было ужасно. Потом открыли для себя Slack и стали одними из первых его адептов в России», — вспоминает Кейдунов. В 2015 году для удобства отслеживания показателей Happy Numbers он написал для себя программу, которая автоматически скидывала в мессенджер аналитику (например, посещаемость сайта, количество регистраций или онлайн-покупок) из разных источников —Google Analytics, Mixpanel, New Relic и прочие. Затем подумал, что инструмент может быть полезен не только ему, и оформил его как приложение для Slack (создать свое приложение может любой пользователь мессенджера). Назвал продукт Statsbot и выложил описание на популярном у разработчиков портале Reddit.
Бот стал набирать первых пользователей и, чтобы развивать проект дальше, Кейдунов попросил помощи у Михаила Меланьина, с которым прежде работал в «Учи.ру». Михаил в это время занимался разработкой мобильного приложения в «Бинбанке», но идею бывшего коллеги поддержал. Вскоре к работе над ботом присоединился и Павел Тиунов — один из первых пользователей программы, который постоянно «жестко критиковал» ее за несовершенства (Тиунов к тому времени успел поработать программистом в Netcracker, Quarta и других компаниях).
Доработанную программу-бота для агрегации аналитики в Slack партнеры разместили на сайте Product Hunt — международной площадке для запуска новых проектов, где пользователи голосуют за лучший стартап. За четыре месяца после запуска аудитория бота достигла 4000 пользователей из разных, в основном американских компаний (бот был бесплатным). Вырасти помогло и внимание Slack: мессенджер разместил бота на главной странице в своем каталоге сервисов в разделе «Аналитика». Следом о стартапе написали технологические издания вроде Hacker News и упомянули в Twitter представители Google Analytics. Основатели уволились с прежних работ и стали посвящать все время развитию проекта и поиску инвестора. Жили на личные накопления.
Первые деньги
Привлечь инвестиции в России стартаперам не удалось, но благодаря вниманию Slack их заметили представители одного из крупнейших в мире акселераторов Y Combinator. В апреле 2016 года они пригласили Кейдунова, Меланьина и Тиунова на интервью в Калифорнию, однако после двух собеседований на акселерационную программу Statsbot не взяли — предпочли американского конкурента.