Какие сигналы для нашей психики скрыты в кино и как научиться их распознавать?

PsychologiesПсихология

«В каждом фильме — все про нас, даже монстры»

Малейшие детали работают на идею фильма, уверен киновед и сценарист Всеволод Коршунов. Какие тайные сигналы для нашей психики скрыты в кино и как научиться их распознавать?

Текст: Ольга Кочеткова-корелова

«В каждом фильме — все про нас, даже монстры»

Однажды к Всеволоду Коршунову на один из его курсов по анализу кино пришла ватага слушателей (а курсы открытые для всех желающих независимо от возраста). Всех учеников он на первом занятии спрашивает, зачем они тут. «Эти меня прямо разозлили: «Мы к кино отношения не имеем, нам кино неинтересно». «А зачем вы тогда здесь?» «Вы не обижайтесь, мы ходим на курсы арт-терапии. Хотим научиться видеть. Хотим, чтобы вы нам «размылили» наш замыленный взгляд».

Ведь что такое, по мнению Всеволода Коршунова, критика? Это умение видеть детали — что у героини за книжечка в руке, какую песенку она слушала в такси — и умение эти детали связывать друг с другом. Внимательность и причинно-следственные связи — вот ключевые навыки для думающего зрителя. Видеть каждую мелочь профессионально — этому учат на курсе «Практической кинокритики».

Куратор проекта поделился с читателями Psychologies некоторыми секретами, которые каждый из нас сможет применить сам. Чтобы начать всматриваться в кино иначе — не поверхностно, а глубоко.

Забудьте школьное «Что хотел сказать автор»

Psychologies: Говорят, на вашем курсе вы можете один фильм анализировать целый год. Это правда?

Всеволод Коршунов: Да, мы покадрово разбираем, например, фильм Альфреда Хичкока «Психо». Или «Гибель богов» Висконти, или «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Макдонаха. Мы смотрим 30 секунд и полчаса разбираем, что в них. Я спрашиваю студентов: что вы чувствуете? Вам страшно, противно, скучно, больно? По сути, я помогаю им выработать общечеловеческий навык — соотносить все с собой. Что вы видите? Какие эмоции возникли? Камера поехала влево, потом вправо... Каким образом тот же Хичкок добивается, чтобы мы ощутили то же самое?

Хичкок же не думал: дай-ка я камеру сейчас вправо поверну, и у зрителя появится ужас или скука?

Думал. Безусловно, есть замысел автора, его нельзя сбрасывать со счетов. Но есть термин — «работа фильма». Это встреча двух полей — автора и зрителя-интерпретатора. Только на этом пересечении рождается понимание фильма. Мне неважно, что имел в виду автор. Это школьная программа нас приучила: что хотел сказать писатель или художник. Но это одна сотая часть того, что важно для понимания и работы фильма. Я настаиваю на встрече психологии автора и психологии зрителя.

Как можно так долго разбирать один фильм? Там правда найдется столько материала для «препарирования»?

Конечно. На первом занятии мы разбираем только титры. Титры — это как увертюра в опере и балете. В фильме «Психо» над титрами работал известный дизайнер Сол Басс. Там гениальные титры! В них коротко пересказано, что нас будет ждать. Первая странность — заставка кинокомпании Paramount. С одной стороны, это узнаваемый логотип, но что-то не так. Басс прорезал «Парамаунт» полосками, похожими на жалюзи. Мы словно подглядываем, мы вуайеристы.

Хичкок работает со сломанным взглядом — вроде бы гору видно, но есть преграда. Дальше идет музыка на трех секундах черного фона… Но что мы слышим? Это знаменитая музыка Бернарда Херрманна — скрипичная, тревожная, страшная. Мы ждем, что сейчас что-то этакое увидим... А ничего нет! И дальше очень необычно начинают работать серенькие полосочки: они бегут справа налево — движение, дискомфортное для нас, потому что привычнее — слева направо. Любой хороший оператор и режиссер это знает.

То, что Хичкок начинает фильм с таких деталей, для нас как пощечина. А потом идут титры в три яруса. Сломанное слово — как сломанная душа, надломленная психика. И это базовое ощущение дискомфорта остается с нами на протяжении всего фильма.

Мы сейчас разобрали только 5 секунд фильма. А мы так разбираем весь фильм. В некоторых кинокартинах титры идут не сначала. Часто буквы написаны так, что они раздражают: мешают смотреть пейзаж, заслоняют что-то прекрасное. Мы учимся находить в фильме то, что нас беспокоит. В какой-то форме это психотерапия. Мы все видим что-то свое. Каждое кино про нас. С просмотра каждой картины мы можем выйти с инсайтом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Критическое масло Критическое масло

Что это за масло, с чем его едят и не ест ли оно нас тем временем само?

Maxim
Как самостоятельно выучить иностранный язык: 12 советов, которые работают Как самостоятельно выучить иностранный язык: 12 советов, которые работают

Лайфхаки для изучающих языки от Марии Минаевой

Playboy
Мировой рекорд по длине члена и другие интимные достижения человечества Мировой рекорд по длине члена и другие интимные достижения человечества

В эти рекорды человечества сложно поверить с первого раза

Playboy
5 причин сказать Генри Форду спасибо за то, что он сделал твою жизнь лучше 5 причин сказать Генри Форду спасибо за то, что он сделал твою жизнь лучше

Ты ведь, наверное, об этом и не догадывался…

Maxim
Жатва Гиппократа Жатва Гиппократа

Что нового в медицине в последние 20 лет начавшегося века

Maxim
В сухом остатке В сухом остатке

Чтобы поскорее вернуть форму, адепты сухого голодания отказались даже от воды

Tatler
Антигруппировку фотонов связали с некогерентным излучением Антигруппировку фотонов связали с некогерентным излучением

Для этого физики изучали спектры излучения источника одиночных фотонов

N+1
Как поймать идеальный момент для продажи доли в компании: сценарии и риски Как поймать идеальный момент для продажи доли в компании: сценарии и риски

Как помочь команде кратно вырасти и в какой момент ее оставить

Forbes
Джон Леннон Джон Леннон

Правила жизни музыканта Джона Леннона

Esquire
Крым, БАМ и ЦКАД: на какие проекты правительство не жалеет денег в период пандемии Крым, БАМ и ЦКАД: на какие проекты правительство не жалеет денег в период пандемии

Во время кризиса финансирование некоторых проектов сильно выросло

Forbes
5 признаков того, что вы теряете мышцы, а не жир 5 признаков того, что вы теряете мышцы, а не жир

Алексей Столяров разрешает спортивную «теорему Пуанкаре».

GQ
Многие считают кокосовое масло суперфудом. Так ли это? Многие считают кокосовое масло суперфудом. Так ли это?

О пользе и вреде кокосового масла, а также о биохакинге

Reminder
Опять двойка Опять двойка

Как «заставить» ребенка учиться, объясняет психолог Марина Мелия

Tatler
А напоследок я намстю: 8 историй про мстительных уволенных работников А напоследок я намстю: 8 историй про мстительных уволенных работников

Порой уволенные кадры очень изощренно мстят

Maxim
10 самых скандальных акций Гринпис 10 самых скандальных акций Гринпис

Активисты «Гринпис» известны творческим подходом к протестным флэш-мобам

РБК
Часики тикают Часики тикают

Даня Милохин и другие звезды TikTok точно знают, что время — деньги

GQ
Кажется, революция Кажется, революция

Как захватить мир моды, не привлекая внимания санитаров?

Собака.ru
15 самых знаменитых взломщиков всех времен и народов 15 самых знаменитых взломщиков всех времен и народов

Истории о самых крышесносящих взломах

Maxim
10 советов популярных психологов, за которые их хочется треснуть 10 советов популярных психологов, за которые их хочется треснуть

Популярная психология стала такой популярной, что психологии в ней не осталось

Cosmopolitan
«Чем сложнее мир вокруг, тем выше спрос на Баха». Ляля Кандаурова о моде на классику «Чем сложнее мир вокруг, тем выше спрос на Баха». Ляля Кандаурова о моде на классику

Ляля Кандаурова доказывает, что классическая музыка может быть актуальной

СНОБ
Американская диета Американская диета

Нью-йоркская диета поможет быстро похудеть до 6 кг за две недели

Лиза
Антрополог и исследователь смерти Сергей Мохов о том, как в российском обществе заговорили о смерти, и о том, каково это — профессионально ее изучать Антрополог и исследователь смерти Сергей Мохов о том, как в российском обществе заговорили о смерти, и о том, каково это — профессионально ее изучать

Интервью с главным публиным лицом death studies в России Сергеем Моховым

Esquire
Пчелиный яд разрушил клетки агрессивного рака молочной железы Пчелиный яд разрушил клетки агрессивного рака молочной железы

Компонент пчелиного яда мелиттин разрушает опухоли

N+1
Культ столбов Культ столбов

Одно из семи чудес России, символ Республики Коми и сакральное место

Огонёк
Почему проблемы с весом нужно решать не через диеты, а через голову Почему проблемы с весом нужно решать не через диеты, а через голову

Что такое расстройство пищевого поведения и что нужно делать, чтобы себе помочь

Cosmopolitan
Вечные ценности Вечные ценности

На какие деньги живут города-музеи

Forbes
Эйнштейн гуляет по Луне Эйнштейн гуляет по Луне

Наука и искусство запоминания

kiozk originals
«У нас есть система. И она сработала»: Уоррен Баффет о секрете США, своих главных учителях и воспитании детей «У нас есть система. И она сработала»: Уоррен Баффет о секрете США, своих главных учителях и воспитании детей

Уоррен Баффет о воспитании детей, наследовании капиталов и отказе от роскоши

Forbes
Косметика от всех грехов: монахи, ставшие бьюти-гуру, — реальные истории Косметика от всех грехов: монахи, ставшие бьюти-гуру, — реальные истории

Намоленная косметика? Нет, мы не шутим!

Cosmopolitan
Ты – мне, я – тебе Ты – мне, я – тебе

Секс как валюта и способ манипуляции

Cosmopolitan
Открыть в приложении