В гостях — хорошо?
Лев Рубинштейн объясняет, почему критиковать отечество — естественно и необходимо.
Начну с кладбищ. Ну, то есть в том смысле, что во всех новых для меня местах я стараюсь побывать на местном кладбище. Почему — не знаю. Но это так.
Про кладбища — пока все. Они, может, еще возникнут в самом конце. А вообще-то я совсем вроде бы о другом.
Время от времени я куда-нибудь езжу, и время от времени я письменно и печатно откликаюсь на увиденное, услышанное, понятое, непонятое, запомненное и забытое. Откликаюсь как умею и как считаю правильным с точки зрения жанра и стиля.
Свою психологическую установку, оптику, сквозь которую я смотрю на чуждые мне города и страны, ту позицию, в соответствии с которой я стараюсь говорить и писать, я определяю как «позицию благодарного путешественника».
И вот ведь удивительная вещь! После появления практически любой из подобных моих заметок тут же возникают отклики, среди которых выделяются те, которые никак не могут не озадачить.
«Странно, — не скрывая ворчливой интонации, пишет кто-нибудь из комментирующих, — что автор пишет о красоте и обаянии исторического центра и как будто бы даже не замечает, что в микрорайоне таком-то регулярно отключаются вода и электричество». Или: «Странно, что автор восхищается весенним, например, Парижем, делая вид, что он не знает о том, что в таком-то районе города две недели тому назад подожгли синагогу (мечеть, православный храм, буддистскую пагоду). Случайна ли эта выборочная «слепота»?» Или, наконец: «Конечно, если автора как следует накормить-напоить, он будет замечать одно только хорошее, а мимо плохого он, напялив на себя непроницаемые шоры, будет проскакивать на полной скорости». Ну и так далее. Я, разумеется, слегка утрирую, но лишь слегка.
Постоянных претензий несколько. Выделим из них две основные. Одна сводится к «наивности и прекраснодушию автора», не желающего замечать вокруг себя многочисленных язв и пороков. Что ж. В прекраснодушии я лично не вижу ничего дурного. Во всяком случае, оно предпочтительнее, чем хронические напряженность и подозрительность. По крайней мере во всех тех случаях, когда автор посещает те или иные места не с инспекционными целями. Но я не инспектор и не ревизор, чтобы все время помнить, что мне могут пустить пыль в глаза и скрыть под бумажными салфетками неопрятные пятна на скатерти.