Критическое масло
Что это за масло, с чем его едят и не ест ли оно нас тем временем само? Пора дать ответ на все эти важнейшие вопросы современности.
Пугать человека его едой – занятие простое и благодарное. Уж очень крепко вшиты в нас программы животных-собирателей: сигнал родителей или других членов группы о том, что вот эта гусеница или этот корешок ядовиты, воспринимается нашим эволюционным «я» моментально и ярко, вплоть до непроизвольных рвотных спазмов. Даже большинство младенцев умеют очень оперативно выплевывать камешки и грязь изо рта при первом вопле родителей. Вот были бы мы хищниками, никто бы антилопу из нашей пасти никакими сигналами не вытащил, а собирателям, увы, очень важно среди тысяч и тысяч объектов вокруг уметь различать то, что съедобно, и то, что нельзя – фу, табу.
Поэтому мы изначально являемся тем видом, который прямо создан для качественных пищевых неврозов. У нас ни одной религии не найдется, которая бы эти неврозы не эксплуатировала. Рассуждения, почему ножки убитых на закате креветок, бланшированные с артишоками, некошерны в третью среду Великого поста, – это приличная доля всей религиозной литературы. И размышления о том, попадешь ты в ад за бутерброд с колбасой в пятницу или своевременное покаяние отмоет с тебя грех колбасных шкурок, по-прежнему волнуют немало умов и в XXI веке. Однако значительная часть человечества развлекается со своими пищевыми неврозами уже иначе.
Ну, ты знаешь: нитратные арбузы, генетически модифицированные помидоры, кругом сплошная химия, они травят наших детей своим нескисающим молоком… Нет ни одного продукта, который так или иначе не был бы жестоко заклеймен как враг нашего здоровья.
А в последние годы объявился, пожалуй, абсолютный победитель.
Сейчас по количеству гневных воззваний о злокозненной неудобоваримости и ядовитости, конечно, лидирует пальмовое масло. В своей глубокой неприязни к этому жуткому порождению пальмы единодушны чиновники и крестьяне, члены ЛДПР и экологи, матери и поклонники ЗОЖ, представители творческой интеллигенции и читатели тех газет, которые бесплатно раздают в электричках. Можно сказать, в кои-то веки страна выступила единым фронтом против главного врага. Вот самые популярные вопросы и утверждения касательно этого врага – с нашими краткими комментариями.
✕ Масло делают из стволов пальм. Выжимают из древесного волокна.
На самом деле пальмовое масло добывают исключительно из плодов масличной пальмы. Их на ней бывает огромное количество, и мякоть этих плодов на 70% из масла и состоит. Это чрезвычайно обильная культура.
✕ Его изобрели совсем недавно.
На самом деле это, вероятно, самое древнее растительное масло из всех, которыми пользовался человек за всю историю. Даже оливковое масло люди научились отжимать и заготавливать значительно позже. Но так как масличная пальма может расти лишь в очень жарком и одновременно очень влажном климате, то в более северных землях о пальмовом масле не знали. А вот в Древнем Египте его знали хорошо, так как туда его привозили с юга. Кувшины с пальмовым маслом перечисляются в различных хозяйственных списках, дошедших до нас с той поры.
✕ Во всяком случае, никогда этого масла у нас не было, а теперь только в 2018 году его в Россию ввезли больше миллиона тонн общей ценой 750 миллионов евро.
Да, СССР практически не закупал пальмовое масло. Возможно, потому, что у СССР не было таких уж мощных экономических связей с двумя главными производителями пальмового масла – Малайзией и Индонезией. А вот в остальном мире пальмовое масло во второй половине XX века, сразу после того, как Малайзия и Индонезия принялись массово разводить у себя эти африканские пальмы, уже стало очень распространенным продуктом питания (и, например, сырьем для производства косметики). На сегодня это самый распространенный вид растительного масла в странах Европы, что неудивительно, так как еще четверть века назад журналы о здоровом питании кишели похвалами этому исключительно полезному и целебному продукту.
✕ Зачем его всюду пихают? Кто придумал кормить народ этой гадостью вместо нашего традиционного подсолнечного или хотя бы кукурузного масла?
Потому что оно дешевое. Но дешевое – не всегда значит плохое. Урожайность гектара масличных пальм в семь раз выше урожайности, скажем, гектара подсолнечника. Это сверхплодоносящая культура, именно поэтому пальмовое масло сегодня дешевле практически любого другого. С 2016 года пальмовое масло по производимым объемам обогнало всех конкурентов, включая масло подсолнечника, рапса и сои. За 2017 год, например, человечество потребило больше 66 миллионов тонн пальмового масла.