Что там после смерти: как сериал «ОА» ищет ответы на главные вопросы мироздания
Сериал «ОА» замахнулся на необъятную тему загробной жизни — и смог с ней справиться. И дело даже не в том, что создатели смогли дать четкий ответ на вопрос, куда мы попадаем после смерти, а в том, что они взглянули на эту проблематику гораздо шире. Они осмыслили всё сверхъестественное и попытались рассказать зрителям, что объяснения этому нет, но его поиск сам по себе может многое нам дать. По просьбе Esquire Валерия Давыдова погрузилась в искусно созданную вселенную сериала и постаралась разобраться с его главными тезисами.
Предупреждаем: в тексте есть спойлеры!
Первый сезон ОА вышел на платформе Netflix в декабре 2016 года. Сразу же после премьеры сериал обрел армию поклонников, став одним из самых обсуждаемых и странных проектов сервиса. Сочетая в себе эзотерику, научную фантастику, фольклор и разбросанные по сюжету подсказки, «ОА» заинтересовал и зрителей, и критиков настолько, что в 2019 году — после окончания второго сезона — фанаты устраивали у офиса Netflix забастовки и собирали подписи к петиции за съемки продолжения.
Этот проект создан актрисой и продюсером Брит Марлинг и режиссером Залом Батманглиджем и стал пиком осмысления всех волнующих Марлинг тем. В фильмах, которые она до этого продюсировала, к которым писала сценарии, участвовала в их разработке и играла главные роли, Марлинг уже исследовала тему параллельной реальности («Другая Земля»), путешествия во времени («Звук моего голоса»), переселения душ («Я — начало»). В ОА она и Батманглидж охватили весь спектр теорий и вопросов относительно всех этих тем и дополнили главной — тайной жизни после смерти.
Первый сезон OA (аббревиатура расшифровывается как Original Angel) рассказывает о девушке по имени Прейри (Брит Марлинг), которая пропадает без вести на семь лет, а затем внезапно возвращается домой. Зритель узнает, что до исчезновения она была слепой, а родители ее удочерили — до удочерения ее звали Нина Азарова. Нина — дочь погибшего русского олигарха: какое-то время после того, как его убили, за девочкой присматривали в борделе, откуда ее и забрали приемные родители, давшие ей имя Прейри. Зрение Нина потеряла в детстве, когда попала в аварию и пережила околосмертный опыт, то есть попросту была на волоске от смерти. Итак, Прейри возвращается домой и находит верных друзей — подростков Стива, Френча, Бака и их учительницу ББА. Им героиня рассказывает, что все эти семь лет ее и еще четверых людей держал в заложниках безумный профессор по имени Хэп. Он изучает околосмертный опыт, день за днем погружая испытуемых на несколько секунд в искусственную кому. Побывав «на той стороне», Прейри обрела имя ОА и узнала о ритуальном танце, который позволяет путешествовать между измерениями — теми пространствами, куда попадал каждый из заключенных Хэпа во время экспериментов.
После окончания первого сезона сериала зрители были в замешательстве — но это именно то удивление, которое испытываешь после «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика. У публики осталось множество вопросов: действительно ли всё, что произошло с Прейри, было на самом деле? Что означает ритуальный танец? Связаны ли видения околосмертного опыта героев с другими измерениями? Что произошло с Прейри в финале — она погибла? Последний вопрос стоял особенно остро, учитывая, что в конце финальной серии дебютного сезона Прейри увозит скорая, за машиной бежит ее друг Стив и кричит: «ОА, забери меня с собой!»
Фанаты надеялись, что во втором сезоне найдутся ответы и объяснения, но этого не произошло: авторы лишь породили новые мистификации, трактовки и теории. В действительности же второй сезон расширил вселенную первого — оказалось, что мы видели только верхушку айсберга (что роднит логику сериала с другим мистическим проектом — «Очень странными делами»). Во втором сезоне вместо попыток профессора Хэпа исследовать загробную жизнь в самодельном бункере мы уже имеем дело с огромной корпорацией, которая освоила подход к изучению параллельных измерений с разных сторон. Более того, оказывается, что каждый сезон соответствует одному измерению: первый — первому, а второй — второму. Прейри из первого сезона / измерения «прыгнула» в измерение, где она — снова Нина Азарова, богатая девушка из Сан-Франциско, чей отец — русский олигарх не погиб так рано. Это альтернативная реальность, в которой Прейри не слепнет и не остается сиротой, — и это не гипотетическая реальность, а новый, другой, полнокровный мир, который существует параллельно с миром первого сезона.