Выйти из заданной схемы
Можно ли изменить свой характер, если он мешает быть счастливым? Да, хотя это и непросто. И есть метод, который занимается именно этим. В чем его особенность, рассказывает схема-терапевт Александра Ялтонская.
Схема-терапия для России – относительно новый метод. Она выросла из когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), но опирается на теорию привязанности, возрастную психологию, использует инструменты гештальт-терапии, психодрамы и транзактного анализа. Метод возник, когда специалисты пытались понять, почему для 70% страдающих депрессией методы КПТ эффективны, а для 30% – нет. Они выявили то общее, что объединяло «непослушных» подопечных. Это ригидное черно-белое мышление, которое с трудом меняется под воздействием КПТ-техник. Клиент с таким мышлением «знает, что он не плохой», но продолжает так «чувствовать». Чаще оно встречается у тех, кто пережил травматические события или непростое детство.
Psychologies: Что значит «непростое детство»?
Александра Ялтонская: Например, его не брали на руки, не проявляли тепла, заботы, мало хвалили или часто ругали, не играли с ним. Или родители были очень заняты выживанием, как многие в 90-е годы, и ребенок рос сам по себе. Или он подвергался физическому, сексуальному или эмоциональному насилию. В таких условиях обычно складываются жесткие представления о себе, о других и о мире, которые становятся чертами личности, характером. Иногда эти особенности не мешают, но чаще ограничивают или вызывают душевную боль. Схема-терапия эффективна даже в тех случаях, где другие методы не дали результата. Например, при тяжелых личностных расстройствах: пограничном, нарциссическом, антисоциальном. В Голландии метод используют в тюрьмах. Наш конек – работа со сценарными паттернами.
Какие паттерны вы имеете в виду?
А.Я.: Например, женщина несколько раз была в браке и каждый раз выбирала эмоционально холодного, отстраненного партнера, с которым не была счастлива. Или способный соискатель регулярно устраивается на хорошую работу, а через полгода ее теряет из-за неэффективного реагирования на стресс: у него активируются малоадаптивные защитные стратегии, которые закрепились в силу неблагоприятного прошлого.
Можно ли сказать, что схема-терапия – это терапия характера?
А.Я.: Можно. Она помогает справиться с теми особенностями, из-за которых мы не можем строить близкие отношения, не решаемся на жизненные изменения или просто несчастливы. Выраженные сложности регуляции эмоций, перфекционизм, прокрастинация, неуверенность, глубинно низкая самооценка – все эти случаи считаются предметом работы схема-терапевта. Джеффри Янг, основатель схема-терапии, создал концепцию, которая интегрировала много теорий и стала «мостом» между психоанализом и КПТ, но при этом имеет собственную идею устройства нашей психики и стратегию помощи.