Успешный дебют. Как советская программа стала первым чемпионом мира по шахматам
Ровно полвека назад прошел первый в истории чемпионат мира по шахматам среди компьютерных программ. Победила советская разработка «Каисса». «Сноб» рассказывает историю ее создания, а также о том, как технологии совершили революцию в шахматах
Еще один чемпион
Советская, а затем и российская шахматная школа — одна из сильнейших в мире. В разные годы титул лучшего на планете удерживали Михаил Ботвинник, Василий Смыслов, Михаил Таль, Тигран Петросян, Борис Спасский, Анатолий Карпов, Гарри Каспаров*, Александр Халифман и Владимир Крамник. Но этот список неполный. В августе 1974-го чемпионом мира стала «Каисса» — компьютерная программа, разработанная Институтом проблем управления Академии наук СССР. Как раз в те годы случился технологический скачок: огромные шкафы с электронной начинкой уступали место первым персональным компьютерам. В 1976-м Стив Джобс наладил выпуск Apple I, через год Atari выпустила в продажу одну из самых успешных игровых консолей в истории — модель «2600», а между узлами связи министерства обороны США уже вовсю передавала данные Arpanet — сеть, в будущем ставшая интернетом.
Модные сегодня технологии искусственного интеллекта 50 лет назад еще находились в зачаточном состоянии. Скажем, разработчики компьютеров и программ делали первые шаги в распознавании символов. Игры тоже были одним из приоритетных направлений. Вполне логично, что однажды искусственный интеллект обучили и шахматам.
Одну из первых шахматных программ написали в Институте теоретической и экспериментальной физики (ИТЭФ) в 1966 году. Конечно, для сотрудников математической лаборатории шахматы не были основным профилем. Их главной обязанностью оставался расчет физических моделей, но в свободное время им позволили заниматься шахматным проектом. Программу от ИТЭФ запускали на компьютере М-20 — огромном по современным меркам устройстве с мизерными 24 Кб памяти. В 1967-м программа сразилась с американским аналогом — разработкой Стэнфордского университета в Калифорнии. Матч длился около года (ходы передавались по телеграфу) и закончился победой советской программы.
Увлеченные шахматным проектом сотрудники ИТЭФ вскоре перешли на работу в Институт проблем управления. Но разработка продолжилась. Так появилась «Каисса» — программу назвали в честь придуманной в эпоху Возрождения якобы древнегреческой богини шахмат (естественно, в античном мире об этой игре еще не знали, поэтому у эллинов никакой Каиссы не было). В 1974-м она стала лучшей среди 13 участников прошедшего в Стокгольме первого чемпионата мира по шахматам среди компьютерных программ. Тогда программа работала на британском «железе» ICL 4-70 с 200 Кб памяти.