Хайп против сатиры: по-прежнему ли работы Бэнкси стоят внимания
Последнюю неделю российские и зарубежные СМИ дружно выдвигают конспирологические теории о том, что за вдохновение снизошло на Бэнкси. Самый дорогой уличный художник мира создал в Лондоне девять новых граффити, все они объединены анималистической темой. «Сноб» разбирается, почему вокруг Бэнкси так много хайпа, а в арт-среде его считают попсой, и кого из представителей уличного искусства в России стоит знать.
Скорость как мастерство — или нет?
Последние работы Бэнкси создавал по штуке ежедневно, начиная с 5 августа, хотя обычно они у него появляются с интервалом в несколько месяцев. Но ничего необычного в такой скорости нет. Анонимное, нелегальное и бесплатное творчество на улице предполагает, что художник должен создать работу за минимальное количество времени, объясняет «Снобу» искусствовед и куратор пространства «Стрит‑арт хранение» Алина Зоря. Скорость считается важным критерием мастерства внутри сообщества уличных художников. А еще это про безопасность— уличным художникам важно остаться незамеченными исохранить анонимность.
«В большинстве случаев Бэнкси использует технику трафарета. Она позволяет создавать сложные работы с высокой степенью детализации. Поскольку подготовка трафарета происходит в мастерской или дома, это может занимать очень много времени ввиду трудоемкости. А нанести его на стену — вопрос нескольких минут. Сам факт появления девяти работ за девять дней не является чем-то уникальным. Граффити-райтеры за летний сезон порой создают от 100 до 300 работ»,— сказала в беседе со «Снобом» эксперт.
Директор Института стрит-арта Анна Нистратова поддерживает коллегу — сделать девять работ за девять дней вполне обычная практика, более того, существуют художники гораздо более продуктивные, а у Бэнкси к тому же есть команда.Зачастую СМИ используют формулировку «русский Бэнкси», говоря об авторах, которые тоже прибегают к технике трафарета. Однако, как рассказала Алина Зоря, он вовсе не придумал ее. В мире существует немало авторов, которые, как и британский аноним, специализируются на трафаретах. Родоначальником жанра в уличной культуре считается француз Black le rat, практикующий эту технику еще с 1980-х.
Анонимность Бэнкси и поддержка мистификаций вокруг собственной фигуры — главное достижение художника сегодня, считает Анна Нистратова. Но и это не визитная карточка — анонимность уличных авторов была взращена целым поколением граффити-райтеров задолго до лондонской звезды. Впрочем, эта анонимность и загадочность все равно не мешают Бэнкси быть близким к социуму.
«Бэнкси, как и многие другие стрит-артисты, начинал с уличного нелегального рисования граффити. При этом, как и многие граффитчики, скорее всего, он был в эпицентре тусовки. Вспомните конец 1990-х и начало 2000-х — культура с британских островов была на пике. Все самые сочные новости популярных таблоидов были с английским акцентом. Скорее всего, Бэнкси типичный английский хейтер мейнстрима. Но фабула этой истории как раз в том, что он сам — типичный мейнстрим. И он говорит на языке «своих в доску парней». Отсюда такая привлекательность», — считает уличный художник Костя Серп.
И все-таки самый продаваемый
Бэнкси хорошо знает, как себя пиарить, — его работы всегда в топе аукционов. Пусть он и создает огромное количество тиражных работ буквально за 100 долларов, рядом всегда будет вещь, за которую готовы платить космические суммы. Алина Зоря объясняет: парадокс в том, что каждая его «акция» привлекает огромное внимание — как знаменитый кейс с произведением «Девочка с воздушным шаром», которое в 2019 году было