Дмитрий Ливанов о прошлом, настоящем и будущем российского образования

РБКОбщество

Дмитрий Ливанов: «В XXI веке само понятие специальности становится устаревшим»

Беседовала Екатерина Кабышева

Дмитрий Ливанов, ректор Московского физико-технического института (МФТИ), доктор физико-математических наук. С 2012 по 2016 год — министр образования и науки РФ

Почему люди тратят годы на получение высшего образования и в одночасье меняют профессию, как вузы реагируют на социально-экономические изменения и что помогает выпускникам становиться частью интеллектуальной элиты? О прошлом, настоящем и будущем российского образования «РБК Тренды» поговорили с ректором МФТИ Дмитрием Ливановым.

Когнитивное развитие и социальный статус: зачем сегодня нужно образование

РБК: Получение знаний, выбор профессии — это все задел на будущее. А что в настоящем? Для чего люди сейчас получают высшее образование?

Д. Л.: У высшего образования две основные задачи. Первая — практическая: университеты помогают осваивать новые профессии и готовиться к работе. Вторая задача более философская: вузы дают возможность интеллектуального развития, инструменты для совершенствования когнитивных способностей. С этим связана социализация: благодаря высшему образованию человек прокладывает себе путь в когорту людей, которых можно условно назвать интеллектуальной элитой.

Если бы приходилось решать только первую задачу, высшее образование было бы совсем другим. В таком случае хорошо бы работали более короткие программы профессиональной переподготовки, заточенные под конкретные рабочие места. Но на практике человек хочет не просто работать, но еще и расти как личность — а однажды, может быть, вообще сменить профессию. Именно поэтому люди и тратят годы жизни на высшее образование.

РБК: Получается, университеты помогают готовить универсальных специалистов, которые в будущем смогут быстро осваивать новые навыки. Это особенно важно в контексте активных трансформаций общества и рынка труда. Влияют ли эти перемены на образование?

Д. Л.: На самом деле и 10, и 20, и даже 100 лет назад все менялось так же быстро, как и сейчас, это касается и технологий, и социальных процессов. Люди во все времена меняли профессии: в прошлом тоже бывали ситуации, когда человек выбирал образовательный трек в подростковом возрасте, а потом взрослел и понимал, что его интересы лежат в другой области. В этом нет ничего необычного, и система образования всегда реагирует на социально-экономические изменения.

С навыками то же самое — во все времена на рынке труда были востребованы специалисты с одними и теми же чертами. Любой работодатель хочет, чтобы сотрудник был квалифицированным, работоспособным, дисциплинированным, ответственным. Так же будет и в будущем.

Запросы от государства и рыночная среда: как вузы создают программы будущего

РБК: Что делают университеты, чтобы успевать за прогрессом?

Д. Л.: Действительно, технологии, которые используются в разных отраслях, сейчас активно меняются. И университеты учитывают эти изменения при формировании образовательных программ. Это нужно, чтобы люди после вуза могли сразу приступить к работе без необходимости дополнительно проходить специальное обучение.

Университеты живут в рыночной среде и реагируют на ее колебания: отказываются от устаревших программ, формируют новые. В создании новых направлений вузы ориентируются на требования бизнеса и государства, а также на исследования рынка труда: их могут проводить Минтруд России, Роструд, частные консалтинговые и экспертные организации.

Но при этом университетам стоит подходить к запросам от бизнеса с осторожностью. Часто горизонт планирования компаний ограничен, особенно если речь идет о среднем и малом бизнесе. Поэтому вузы опираются не столько на информацию о количестве специалистов разных профессий, потребность в которых есть у компаний, сколько на желаемый уровень компетенций.

РБК: А как понять, что образовательная программа устарела?

Д. Л.: Образовательная программа теряет актуальность, если ее выпускники неконкурентоспособны на рынке труда: их зарплата ниже, чем у выпускников других вузов, которые работают в той же отрасли и на похожих позициях. Такие данные собирает Роструд — мониторинг включает в себя размер оплаты труда выпускников разных университетов, отрасль, в которой они работают через год, три и пять лет. Думаю, в ближайшее время результаты замеров станут общедоступны.

Иногда образовательная программа становится неактуальной, потому что снижается спрос на профессию. Он создается прежде всего материальным фактором, но есть еще и такие составляющие, как престиж, уважение к представителям профессии в обществе. Часто дело не в программах обучения, а в желаниях людей: они оканчивают университет и понимают, что хотят двигаться по другому профессиональному пути. И это нормально — талантливый выпускник может легко начать работать не по специальности. В XXI веке само понятие специальности становится устаревшим.

РБК: И вот мы подошли к теме будущего. Какие профессии будут востребованы в России и мире в ближайшие годы?

Д. Л.: В ближайшие десятилетия в фокусе внимания точно останется все, что связано с информационными технологиями в целом и искусственным интеллектом в частности. Также востребованными будут профессии в сфере медицины и качества жизни в самом широком смысле, включая здравоохранение, производство продуктов и сельское хозяйство. Помимо этого, на первый план будут выходить вопросы, связанные с климатической повесткой.

Инвестиции в знания и новые форматы: прошлое и будущее российского образования

РБК: Какие тренды вы видите в развитии российского образования?

Д. Л.: Главный тренд — серьезное изменение ситуации с финансированием. За последние десять лет удалось уйти от ситуации тотального недофинансирования на всех уровнях, от школ до университетов. Дефицит сохраняется, но заметен значимый прогресс.

Это стало результатом работы по указам президента РФ, которые были изданы в 2012 году. В них обозначались конкретные цели по зарплатам специалистов в сфере образования: учителей, вузовских преподавателей, научных сотрудников. Это очень важно, поскольку инвестиции в образование — это вклад в людей, улучшение их социального статуса.

Еще один тренд — растущая привлекательность среднего профессионального образования. Государство реагирует на растущий спрос и предлагает программы целевой поддержки. К примеру, программа «Профессионалитет» помогает студентам колледжей стать высококвалифицированными специалистами на ведущих предприятиях регионов. Программа реализуется за счет средств из федерального бюджета при поддержке регионов и ключевых индустриальных партнеров.

Также стоит отметить программы развития ведущих университетов. Среди них проект «Приоритет 2030», благодаря которому лучшие вузы страны получают дополнительные ресурсы на реализацию образовательных и научных инициатив — то есть на финансирование своих программ. Это хороший пример того, как селективная целевая поддержка со стороны государства способна серьезно продвинуть университеты и в национальном, и в международном контексте.

РБК: А как отказ от бакалавриата и магистратуры может сказаться на образовании в России?

Д. Л.: Само по себе изменение сроков обучения не приведет к кардинальным трансформациям. Но любые перемены — это окно возможностей, шанс перейти к более современному формату образовательных программ. К примеру, сейчас есть только двухлетние магистратуры — а в будущем, возможно, студент сможет выбирать, учиться в магистратуре один год или два. Пока по этому вопросу не принято определенных решений. Но, думаю, изменения будут позитивными: эксперты смогут найти оптимальный вариант, как перейти от двухуровневой системы — на самом деле довольно жесткой — к более гибкой альтернативе.

РБК: Действительно ли советское образование было лучшим в мире? В чем отличия между ним и нынешней системой в России?

Д. Л.: Оно точно было качественным. Профессия учителя в школе и преподавателя в университете была престижной и привлекательной для молодежи, образование финансировалось: расходы на него на долю ВВП были выше, чем сейчас. Но, как я уже отмечал, ситуация меняется в лучшую сторону.

Система образования в любой стране — это часть общества, она проходит через все те же исторические этапы. Поэтому логично, что российское образование выросло из советского и унаследовало его черты. Сейчас мы находимся в процессе перехода от советской системы к новому подходу, который пока не сложился окончательно. Ведущие эксперты активно думают о том, как развивать российское образование с учетом его предыстории и вызовов, которые ставит развитие страны. И эта рефлексия обязательно приведет к своим результатам.

Фото: Владислав Шатило / РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как искусственный интеллект помогает в научных исследованиях Как искусственный интеллект помогает в научных исследованиях

Впечатляющие сферы применения ИИ исследователями

РБК
Миссия выполнима Миссия выполнима

В песнях ST (Александра Степанова) очень много любви

OK!
Рескиллинг как новая норма Рескиллинг как новая норма

Почему набирает обороты тренд на переобучение сотрудников

РБК
Разворот с Запада на Юго-Восток Разворот с Запада на Юго-Восток

О создании комплексной системы и развитии аграрной грузовой логистики

Агроинвестор
От помощника в обучении до будущей профессии От помощника в обучении до будущей профессии

Как меняются школы и вузы под влиянием искусственного интеллекта

РБК
Шеф-повар Роман Киселёв: Более осознанный, индивидуальный подход к питанию — это тренд Шеф-повар Роман Киселёв: Более осознанный, индивидуальный подход к питанию — это тренд

Шеф-повар Роман Киселёв — о здоровом питании и еде будущего

СНОБ
Вот это поворот Вот это поворот

Ищем (и находим) новую профессию в любом возрасте

VOICE
У кого больше шансов на успешные знакомства и отношения — у собачников или кошатников? У кого больше шансов на успешные знакомства и отношения — у собачников или кошатников?

Кто больше помогает при знакомстве и отношениях — собака или кошка?

Maxim
«Уже и китайские бренды заменяются отечественными» «Уже и китайские бренды заменяются отечественными»

О растущей локализации производств и госпрограммах поддержки промышленности

РБК
«Один на один с жизнью»: почему человек становится жертвой. Отрывок из книги психолога «Один на один с жизнью»: почему человек становится жертвой. Отрывок из книги психолога

Почему человек чувствует себя жертвой? Можно ли этому противостоять?

СНОБ
Куркума и зеленый чай — одни из самых полезных пищевых добавок, из-за которых люди попадают в больницы Куркума и зеленый чай — одни из самых полезных пищевых добавок, из-за которых люди попадают в больницы

Насколько вреден прием популярных растительных добавок, помогающих похудеть?

ТехИнсайдер
За невидимым щитом За невидимым щитом

Как защититься от космической радиации, чтобы летать к другим планетам?

ТехИнсайдер
«Что делать женщине, если…» «Что делать женщине, если…»

Совсем скоро в Okko стартует новый сезон сериала «Что делать женщине, если…»

OK!
5 точек красоты: как делать массаж лица шиацу правильно 5 точек красоты: как делать массаж лица шиацу правильно

Точечная техника шиацу поможет за несколько минут в день стереть следы усталости

Psychologies
Олимпиада и секс: зачем делают картонные кровати и правда ли спортсмены устраивают оргии Олимпиада и секс: зачем делают картонные кровати и правда ли спортсмены устраивают оргии

Вы могли не знать, но секс и Олимпийские игры обитают в одной системе координат

Maxim
Как и чем убрать царапины на машине своими руками Как и чем убрать царапины на машине своими руками

Какие виды царапин бывают на автомобиле и как их убрать

РБК
Энтузиазм и отвага Энтузиазм и отвага

Секрет петербургского ресторанного феномена — это энтузиазм его создателей

Монокль
Страсть на мушке Страсть на мушке

Известная парочка гангстеров, орудовавшая в Америке в годы Великой депрессии

P.I.C. Partner In Crime
«Возвращение на родину тела Карла XII» (1878 год) «Возвращение на родину тела Карла XII» (1878 год)

Траурная картина Густава Седерстрёма, посвященная Карлу XII

Дилетант
И в букет, и в тарелку И в букет, и в тарелку

Цветы не только красивы, но вкусны и полезны

Здоровье
По следам золотодобытчиков По следам золотодобытчиков

Как добывается золото в наши дни?

2Xplore
«Дуглас отменяется»: как сериал от создателя «Шерлока» исследует культуру отмены «Дуглас отменяется»: как сериал от создателя «Шерлока» исследует культуру отмены

Каким получился сериал «Дуглас отменяется», высмеивающий культуру отмены?

Forbes
«Страсти революции: Эмоциональная стихия 1917 года» «Страсти революции: Эмоциональная стихия 1917 года»

Как демонстрация против Временного правительства обернулась беспорядками

N+1
Ягоды Ягоды

Что приготовить из ягод в самый разгар летнего сезона?

Здоровье
Северо-восторг Северо-восторг

Открываем в России невероятные места (и учимся выговаривать их названия)

VOICE
Время собирать камни Время собирать камни

Топ мест в России, где можно увидеть самые захватывающие валуны

2Xplore
Режиссер Брюно Дюмон: Художник всегда должны быть критичным и задавать вопросы обществу Режиссер Брюно Дюмон: Художник всегда должны быть критичным и задавать вопросы обществу

Режиссер Брюно Дюмон о «Звездных войнах», социальном кино и роли художника

СНОБ
Мокрая зона Мокрая зона

Ответы на самые актуальные вопросы, связанные с выбором сантехники

Лиза
«Свободная Франция» против Виши «Свободная Франция» против Виши

Как почтовые марки стали одним орудием борьбы «Свободной Франции» и режима Виши

Дилетант
Что не так в системе Сатурна и что такое «Титан» Что не так в системе Сатурна и что такое «Титан»

Когда и почему система Сатурна стала неправильной?

Наука и техника
Открыть в приложении