Юлия Снигирь и Евгения Добровольская — о том, как женщины меняют российское кино

ForbesРепортаж

Юлия Снигирь и Евгения Добровольская о фильме «Время года зима» и женщинах в кино

Юлия Варшавская, Екатерина Алеева

Евгения Добровольская, Светлана Устинова и Юлия Снигирь на премьере фильма «Время года зима». Фото: DR

В ноябре в прокат вышел дебютный фильм Светланы Устиновой «Время года зима», где она выступила режиссером и сценаристом. В основе сюжета лежит личная история автора — отношения дочери с матерью, у которой обнаружили болезнь Альцгеймера. Главные роли сыграли Юлия Снигирь и Евгения Добровольская. В интервью Forbes Woman они рассказали о том, почему согласились сняться в дебютном проекте коллеги-актрисы, как женщины меняют российское кино и почему у нового поколения сейчас кризис идей.

«Время года зима» — кино, с одной стороны, очень авторское, а с другой — говорит о вещах, понятных каждому: отношениях матери и дочери, конфликте поколений, страхе перед болезнями и теми изменениями, которые эти болезни приносят в жизнь человека. Как рассказывала в интервью Forbes Woman сама Светлана Устинова, он «отчасти основан на личной истории». Поэтому для Светланы было так важно поднять в кино тему болезни Альцгеймера. «Я не видела важных триггерных моментов, которые могли бы открыть мне, что с мамой. Я думала, что она просто чудит или пытается привлечь к себе внимание. Это одна из важнейших идей моего фильма — из-за того, что мы не общаемся с человеком, мы не обращаем внимание на то, что с ним происходит. Мы упускаем критически важный момент, когда еще возможно помочь и задержать эту болезнь, преодолеть эмоциональную яму в ваших отношениях», — рассказывает режиссер.

Именно это происходит в фильме с героиней Юлии Снигирь Катей — она отказывается признавать, что мама (Евгения Добровольская) больна, у них сложные отношения, Катя много работает и пытается решить собственные проблемы в жизни. Но с каждым днем отрицать болезнь все сложнее, и тогда отношения матери и дочери вынужденно меняются — и многие вещи, оставшиеся в памяти еще из детства, удается переосмыслить.

То, как мощно действует фильм на зрителя, — во многом заслуга актерского дуэта Юлии Снигирь и Евгении Добровольской. В интервью главному редактору Forbes Woman Юле Варшавской они рассказали, насколько эта история пересекается с их личным опытом, почему так сложно найти в российском кино интересные женские роли и какие фильмы будет снимать новое поколение.

— «Время года зима» — это первый режиссерский опыт Светы Устиновой. Почему вы, две большие актрисы с огромным опытом, согласились сняться в дебютном фильме, снятом актрисой?

Юлия Снигирь: Я бы не стала говорить про себя как про большую актрису, но я очень люблю дебютное кино и режиссеров-дебютантов тоже люблю. Конечно, это всегда кот в мешке, но интуитивно ты можешь понять, насколько кино «твое». Тем более ты все равно читаешь сценарий и понимаешь, как он написан. Сценарий Светы, который она писала вместе с Игорем Поплавухиным, был хорошим и сразу мне понравился. Он был остроумным, и в то же время в нем не было ничего лишнего, что всегда особенно видно по диалогам. Очень часто они бывают такими явно сериальными, когда люди много говорят, или они плохо сформулированы, а здесь все было лаконично, четко.

Я поняла, что это не просто девчонка-актриса решила на коленке кино поснимать. Света проделала серьезную работу, и то, что это ее личная история, тоже подкупает, потому что всегда важно, когда у режиссера самого болит и он знает точно, о чем говорит. В таких случаях ты понимаешь, что будет не клюква. Как видите, у меня была масса аргументов.

Светлана Устинова и Юлия Снигирь на съемках фильма «Время года зима». Фото: DR

Евгения Добровольская: Я давно знаю Свету, работала с ней как с актрисой на одной сцене, и мне интересно все, что она делает. Я смотрела ее короткометражку, в которой снималась моя подруга, актриса «Гоголь-центра», и она мне понравилась. Я сперва читала не весь сценарий, а только сцены для проб, и они все были разные и сложные, неоднозначные, в том смысле, что их можно было повернуть и так, и эдак — это тоже мне понравилось. Но вообще я не знала, в какую историю ввязываюсь. На первых пробах, которых у меня было довольно много, мы работали с разными актрисами и вместе что-то искали. Мне кажется, Света тогда еще присматривалась ко мне, а я уже однозначно понимала, что я очень хочу с ней работать и именно в этом кино.

— Когда я впервые услышала о фильме, я думала, что это может быть очень частной, личной историей, положенной на экран. Но это оказалась абсолютно универсальная история об отношениях родителей и детей. О чем этот фильм для каждой из вас?

Юлия Снигирь: Мне кажется, это очень универсальная история про мам и дочерей. Такая типичная модель отношений, вечные «отцы и дети», и многие мои знакомые, которые видели фильм, говорили, что узнавали своих мам и то, как они себя ведут. Даже про трейлер я слышала такие отзывы.

Еще фильм про то, что все мы родом из детства и оттуда тащим все наши травмы и фобии. И, наверное, неплохо было бы с ними разобраться, потому что часто то, что в детстве казалось большим, страшным и запутанным, оказывается не столь ужасным, когда ты вырастаешь. И это приносит огромное облегчение.

Евгения Добровольская: Во-первых, любое авторское кино не для всех. Оно либо находит своего зрителя, либо не находит, а бывает, что находит только через какой-то период времени. В любом случае это не тот фильм, который ты сядешь с попкорном смотреть.

Я скорее все время примеряла себя к роли. Хотя я сама многодетная мама, у меня не было опыта взрослых отношений с дочерью, потому что она еще маленькая. Да и в любом случае как актриса ты сначала играешь роль, а потом уже добираешь в нее что-то из своего опыта. У меня пока только начинаются моменты, когда я что-то забываю, в чем-то плохо соображаю и, как моя дочь говорит, не догоняю.

Поэтому как пример я брала свою маму и наши с ней отношения, понимая ее в том, какая я росла, как ей было сложно. Последние 25 лет жизни она была обездвижена. Она ничего не понимала, часто забывала или не знала, как кого зовут. Иногда только из каких-то глубин вспоминала, кто есть кто. У мамы был не Альцгеймер, а множество инсультов, но я все равно много вспоминала ее. Только я совершенно не помнила стадии ухода, поэтому этот момент был самым сложным в роли. Так что нет, меня совершенно не пугало, что это частная история. И на премьере люди сидели со слезами на глазах, потому что это всем близкая и понятная ситуация. И мне кажется, будет здорово, если у зрителя возникнет желание после просмотра фильма позвонить маме.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пишет о детях, но для взрослых: 5 фактов о лауреате «Ясной поляны», писательнице Александре Николаенко Пишет о детях, но для взрослых: 5 фактов о лауреате «Ясной поляны», писательнице Александре Николаенко

Что нужно знать об Александре Николаенко — значимой современной писательнице

Правила жизни
Akmal' Akmal'

Akmal' рассказал, как пережил буллинг в школе и почему отказал Елене Темниковой

ЖАРА Magazine
Все песни только про зайцев: краткий путеводитель по кроликам и зайцам в культуре Все песни только про зайцев: краткий путеводитель по кроликам и зайцам в культуре

Как Кролик представлен в мировой культуре?

Правила жизни
Писатель Григорий Служитель — о поисках своего места и счастья Писатель Григорий Служитель — о поисках своего места и счастья

Григорий Служитель — о том, сколько длится счастье и где его искать

РБК
Как не сесть в лужу и выйти из сложной ситуации путем импровизации Как не сесть в лужу и выйти из сложной ситуации путем импровизации

Как во время выступления импровизация может помочь вам

Inc.
А вы знаете, кто жена Деда Мороза и где родители Снегурочки? Пришло время раскрыть тайну! А вы знаете, кто жена Деда Мороза и где родители Снегурочки? Пришло время раскрыть тайну!

Что связывает священника с современным Дедом Морозом, кроме бороды?

ТехИнсайдер
Все без ума от «Уэнсдэй»: как Тим Бертон променял кино на сериалы и заново обрел всеобщую любовь Все без ума от «Уэнсдэй»: как Тим Бертон променял кино на сериалы и заново обрел всеобщую любовь

В чем успех сериала «Уэнсдэй»?

Правила жизни
ИИ в ретейле, музыке, фармакологии: как Армения становится технологичной ИИ в ретейле, музыке, фармакологии: как Армения становится технологичной

Современная Армения — это не только туризм, но и центр высоких технологий

РБК
Фёдор Юрчихин: «Надо учиться жить в невесомости» Фёдор Юрчихин: «Надо учиться жить в невесомости»

Российский космонавт об астророботах, экспериментах в невесомости

Maxim
Увеличены лимфоузлы на шее.  В чем причины и всегда ли нужно их лечить Увеличены лимфоузлы на шее.  В чем причины и всегда ли нужно их лечить

Если воспалились лимфоузлы на шее, надо ли что-то предпринимать и что именно

Лиза
Срыв дедлайнов и депрессия: к чему приводит перфекционизм Срыв дедлайнов и депрессия: к чему приводит перфекционизм

К чему приводит неуемная тяга к совершенству?

Psychologies
Побеждать как Геракл: как читать мифы с пользой для психики Побеждать как Геракл: как читать мифы с пользой для психики

Древние мифы писались не для детей

Psychologies
Мексиканские маски смерти, полная Луна и гламурный Островский. Интервью с режиссером Данилом Чащиным Мексиканские маски смерти, полная Луна и гламурный Островский. Интервью с режиссером Данилом Чащиным

Режиссер Данил Чащин рассказал о том, могут ли спасти брак жестокие игры

СНОБ
Цикорий: польза и вред Цикорий: польза и вред

Цикорий — полезная альтернатива кофе

VOICE
Лепят творят малюют Лепят творят малюют

Мечта Уолта Диснея сбылась: анимация превратилась в серьезную индустрию

Men Today
Лучшие масла для жарки: советы от экспертов Лучшие масла для жарки: советы от экспертов

Как сделать жареные продукты менее губительными для здоровья?

ТехИнсайдер
Пригодятся всем женщинам старше 45 лет: звездный парикмахер рассказал о своих принципах ухода за волосами Пригодятся всем женщинам старше 45 лет: звездный парикмахер рассказал о своих принципах ухода за волосами

Ларри работает парикмахером уже 17 лет, поэтому к его советам стоит прислушаться

VOICE
Жизнь на Никте: отрывок из романа о разрушительной силе социальных сетей Жизнь на Никте: отрывок из романа о разрушительной силе социальных сетей

Отрывок из книги Луизы Саумы «Все, чего ты хотела»

Forbes
Театр мимики и жеста Театр мимики и жеста

Что важнее – мимика или слова и как понять язык тела?

Grazia
Одна вокруг света: как починить машину в стране, где нет нужных запчастей Одна вокруг света: как починить машину в стране, где нет нужных запчастей

198-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко: Ресифи

Forbes
Что происходит с телом, когда ты читаешь плохие новости, и как ему помочь Что происходит с телом, когда ты читаешь плохие новости, и как ему помочь

Информационное цунами уносит нас в открытый океан негатива

Лиза
Новогоднее обострение: почему нам бывает тоскливо перед праздниками Новогоднее обострение: почему нам бывает тоскливо перед праздниками

Почему среди ярких гирлянд мы впадаем в уныние и чувствуем себя разбитыми?

Psychologies
Совместные роды: вред или польза для отношений? Совместные роды: вред или польза для отношений?

Что такое партнерские роды и как они влияют на отношения

Psychologies
Что ему нужно Что ему нужно

Елена Альшанская рассказывает, чем можно помочь сиротам на самом деле

Новый очаг
Важные социальные диджитал-проекты 2022 года Важные социальные диджитал-проекты 2022 года

Несколько диджитал-проектов, которые помогают менять жизнь к лучшему

СНОБ
Михельсон и пустота: что не так с Домом культуры «ГЭС-2» за $470 млн Михельсон и пустота: что не так с Домом культуры «ГЭС-2» за $470 млн

Почему Дом культуры «ГЭС-2» называют мертворожденным и лишенным смыслов?

Forbes
Без аффирмаций и позитивного мышления: как стать счастливой — 8 простых шагов Без аффирмаций и позитивного мышления: как стать счастливой — 8 простых шагов

Счастье — это не цель, а нормальное состояние человека

VOICE
Без полиции Без полиции

Как правильно оформить европротокол при ДТП

Лиза
Замещающие родители: отношения, в которых можно найти любовь и принятие Замещающие родители: отношения, в которых можно найти любовь и принятие

Раны отвержения и пренебрежения, полученные в детстве, есть у многих из нас

Psychologies
Лайфхаки от Снегурочки. Что и как лечат холодом Лайфхаки от Снегурочки. Что и как лечат холодом

Горсть снега или кубик льда порой может оказаться лучше любого лекарства

Лиза
Открыть в приложении