Лепят творят малюют
Мечта Уолта Диснея сбылась: спустя век из детского аттракциона анимация окончательно превратилась в серьезную индустрию, с которой нельзя не считаться. Объем этого рынка — $250 млрд, из них $2,5 млрд приходятся на Россию.
Сегодня уже точно можно сказать, что взрослые смотрят мультики не меньше детей, и часто это именно российские мультфильмы.
Кому-то может показаться, что так было всегда, но настоящий прорыв случился не очень-то давно. В мировом масштабе он связан со студией Pixar, детищем главных техноромантиков этой части вселенной — Джорджа Лукаса и Стива Джобса. История успеха студии, начиная с полнометражной “Истории игрушек”, насчитывает чуть больше четверти века. А что же в России? Есть ли тут свой Pixar? Да, и с недавних пор это “Союзмультфильм”.
“Еще несколько лет назад никто не верил, что это перспективная отрасль, — говорит Юлиана Слащева, которая возглавила студию в 2017 году. — Был устоявшийся шаблон, что “мультики” — это что-то несерьезное, детское развлечение, не больше. Мало кто задумывался о том, что, например, в тех же западных странах это огромная стратегически важная индустрия, которая вносит существенный вклад в экономику и оказывает влияние буквально на весь мир, образ жизни и даже мышление миллионов людей.
“Достаточно вспомнить адептов Marvel или поклонников стиля аниме”. Никто не спорит, в России блистательная история авторской анимации — российские мультфильмы регулярно побеждали на фестивалях и до недавних пор номинировались на “Оскар”. Но индустрией отрасль делают большие коммерческие проекты — полнометражные мультипликационные фильмы и сериалы. Именно на последних и сосредоточились в “Союзмультфильме”.
“Какое-то время ушло на изменение самой парадигмы мышления о том, какой может быть современная анимация, какие проекты она может делать, наладить производственный конвейер, — говорит Юлиана. — Когда я пришла в 2017-м и сказала, что мы будем выпускать один эпизод нашего пилотного мультсериала «Простоквашино» в месяц, на меня смотрели с недоумением — тогда это были какие-то запредельные сроки! Сегодня же мы делаем на некоторых наших 2D-проектах по две, а то и по три серии в месяц. Всего же в студийном портфеле сейчас 19 мультсериалов”.
Как сегодня делают анимацию?
Главным инструментом современной анимации стал компьютер. И совершенно неважно, какой мультфильм вы делаете: 3D, рисованный, кукольный или даже пластилиновый. Как минимум результат будет оцифрован и превратится в массив компьютерных данных. А как максимум — компьютер станет полноправным соучастником творческого процесса
Основной технологией в производстве мультфильмов стала так называемая CGI — Computer-generated imagery (изображения, сгенерированные компьютером). Именно с ее помощью была сделана первая “История игрушек”. И сегодня без этой технологии не обходится ни один большой коммерческий релиз.
Делают ли компьютерные технологии сам процесс создания мультфильмов проще и быстрее? Требования зрителей к тому, что они хотят видеть на экране, каждый год растут. Анимация становится все сложнее — один полнометражный мультфильм может производиться годами. Взять хоть премьеру этого года “Суворов: Великое путешествие”. Его делали, совершенствовали и улучшали восемь лет. И это не предел.