Юлия Коричнева: Как научить детей самостоятельности
Из несамостоятельных детей вырастают несамостоятельные взрослые, которым страшно выйти из-под опеки семьи и начать строить собственную жизнь. По данным исследования Высшей школы экономики, в России возраст отделения от родительской семьи передвинулся с 18–20 лет в старших поколениях до 23–25 лет у современной молодежи. Как положить начало самостоятельности, рассказывает Юлия Коричнева, основатель сети детских садов «Я люблю Монтессори»
Что не так
Деформирование самостоятельности начинается с самых банальных вещей: длительное грудное вскармливание, отсутствие навыков самообслуживания, когда в пять лет ребенка одевают бабушки и т.д. Все это делают взрослые, чтобы ребенок избежал трудностей и получил все самое лучшее и безопасное. И спрос на это рождает предложение. Например, игрушки начали производить в комплекте с инструкцией процесса игры, где не нужно ничего придумывать. У ребят попросту забирают возможность проявления инициативы и самостоятельности. По данным исследования Центра игры и игрушки Московского государственного психолого-педагогического университета, у 60% современных старших дошкольников игра сводится к примитивным действиям с игрушками. Создание воображаемой ситуации и сюжетов встречаются только у 5% детей.
Поколение «Y» пока что единственное поколение родителей, у которых есть возможность постоянного контакта с детьми — огонь палками разводить не нужно, а убитый мамонт уже есть в магазине. Ребенок постоянно находится в сопровождении взрослого, и ему не нужно особо думать, чем себя занять, — за него уже все придумали.
График детей расписан по минутам — сад, кружок, который выбрала мама, домашние задания и т.д. Свободное время вгоняет детей в ужас, они не знают, что с ним делать и как себя занять. Если у них есть четкая инструкция, они чувствуют себя в безопасности. Это приводит к инфантилизму современной молодежи, которая вырастает беспомощной и неспособной принимать решения.
Зачастую взрослые не задумываются, что своей опекой заглушают полезную, самостоятельную деятельность детей. Ребенок способен ставить цели, достигать результатов, решать свои элементарные детские проблемы и придумывать себе занятие без помощи «мам-пап». С этого и начинается путь будущего самостоятельного взрослого.