Николай Цискаридзе: «...Всё проиграть и всё начать сначала»
Стихотворением «Если» Р. Киплинга с этой строкой ректор Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой напутствует выпускников. Сам он никогда не проигрывал, хотя жизнь преподносила разные сюрпризы. О стойкости, способности многое преодолеть, не потеряв себя, и бесценных уроках своих учителей мы говорим с выдающимся артистом и педагогом Николаем Цискаридзе.
Фуэте на бис
Николай Максимович, на пике своего успеха вы вдруг заговорили о том, что хотели бы стать врачом.
Да, мне действительно хотелось стать врачом, который спасает жизни, – кардиохирургом или реаниматологом. Желание появилось тогда, когда я получил серьёзную травму и вдруг осознал, что владею профессией, которую очень легко потерять и которая заканчивается очень рано. Я стал артистом не случайно. У меня идеальные для балета пропорции: длинные ноги, высокий подъём, подвижные суставы, гибкость. Такое даётся одному на миллион. Не использовать это было бы преступлением. В детстве у меня была мечта быть лучшим и танцевать в Большом. Так и случилось, благо учителя были выдающиеся.
И вдруг из-за 2 мм порванной связки жизнь переворачивается. Причём сам ты в этом не виноват. Это может произойти из-за того, что не очень правильно помыли пол на сцене или вообще не помыли. Меня, правда, ещё подвёл очень высокий болевой порог. Я не чувствовал боли, когда с этой связкой уже нужно было что-то делать. Но врачом я, увы, не стал. Было поздно.
Но зато вы, перенеся 10 операций, вернулись на сцену ещё на 9 лет. Это же почти невозможно!
Это произошло благодаря французскому хирургу, который меня оперировал, и специалистам Центра реабилитации спортсменов высшей лиги около Биаррица. Через 2 часа после операции меня поставили на ноги, но через несколько дней температура вдруг поднялась до 40 и выяснилось, что в суставе активизировался стафилококк. Избавиться от него удалось только после 9 операций.
Потом в течение нескольких месяцев специалисты реабилитационного центра работали со мной по 8 часов в день. Я очень старательно занимался, а ещё мне даже в голову не приходило, что я могу проиграть. Очень давно я принял для себя постулат, что проигранное сражение – не проигранная война. И «на похоронах» своих врагов я обязательно скручу фуэте на бис. Надо иметь терпение, чтобы выиграть.
Своих учеников вы тоже учите побеждать? Но есть ли у них такие возможности, чтобы в случае травмы вернуться на сцену?
В поликлинику Академии мы закупили специальные тренажёры и аппараты для восстановления. Я договорился с институтом Турнера (Национальный медицинский исследовательский центр детской травматологии и ортопедии им. Г. И. Турнера), чтобы его специалисты взяли шефство над нашими учениками. Так что пока они учатся, всё хорошо. А вот когда выпускники попадают в театр, их ждут настоящие испытания. Даже в Большом театре, притом что есть своя поликлиника и дома отдыха, нет ничего для реабилитации артистов балета. А порой случаются просто трагикомические ситуации. В прошлом сезоне танцовщик поломался во время спектакля прямо на сцене. Остановили спектакль, пытались оказать помощь, но нашёлся только один баллончик с заморозкой и то с истекшим сроком годности. А когда один из артистов, прыгающий с корабля с 2-метровой высоты в балете «Корсар», приземлился на площадку, на которую не положили мат, и выбил себе зубы, оказалось, что это не является производственной травмой и не покрывается страховкой. Поэто му многое, что происходит с моей профессией, вызывает оторопь.
«Люблю "болеть", чтобы никуда не ходить»
Вам же не привыкать. В вашей жизни много ситуаций, которые могут выбить из колеи, но вы с этим справляетесь. Как?