Чужие здесь не ходят: к кому обращается Путин на пресс-конференциях и прямых линиях
Высказывания и жесты президента в период подготовки к ежегодной пресс-конференции рассчитаны на определенную целевую аудиторию — россиян старшего поколения, бюджетников и силовиков, от которых зависит устойчивость власти. Такая тактика может работать в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной приведет к углублению поляризации, росту конфликтности и вражды, считает заместитель директора «Левада-центра» Денис Волков.
В последние недели Владимир Путин был чрезвычайно активен. В преддверии традиционной декабрьской пресс-конференции он, в числе прочего, совершил несколько поездок по стране, дал задание правительству отрегулировать цены на макароны, сахар и подсолнечное масло, а спецслужбам — найти пенсионерку, которая хотела с ним пообщаться. Эти символические жесты рассчитаны прежде всего на его целевую аудиторию — россиян старшего поколения. Именно от их лояльности президенту зависит устойчивость нынешнего политического режима. Сужение базы поддержки и углубляющаяся поляризация общества означает, что власти приходится выбирать, на кого опереться, а чьими интересами пренебречь.
Убывание поддержки
На протяжении последних нескольких лет российское общество все больше раскалывается в своих оценках происходящего в стране и мире, а также в своем отношении к власти. Критическое отношение к Владимиру Путину и его правительству уже не кажется маргинальным: треть населения по умолчанию недовольна деятельностью президента на своем посту (недовольных работой правительства и парламента еще больше), примерно столько же были против внесения поправок в конституцию и «обнуления» президентских сроков, а почти половина наших сограждан считают, что страна движется по неверному пути.
Причины недовольства понятны. Это многолетнее снижение уровня жизни, окончательное исчерпание оптимизма по поводу присоединения Крыма и пенсионная реформа. Последняя стала тем событием, после которого копившиеся недовольство и усталость прорвались наружу: быстро начали снижаться рейтинги власти, вырос и остается высоким протестный потенциал. В результате исчезло единодушие, царившее в обществе еще три-четыре года назад, начало распадаться так называемое «путинское свехбольшинство». Разочарование во власти быстрее происходило в тех слоях общества, которые в меньшей степени зависят от государства — среди работников небюджетной сферы, уверенных пользователей интернета, в крупнейших городах, а также среди молодежи.