Юрий Сапрыкин, Фонд «Сколково»: «Сегодня отношения сложные, завтра — не очень. Но бизнес есть бизнес»
«Сколково» — самый крупный инновационный центр на территории РФ. С 2010 года Фонд способствует развитию высокотехнологичных стартапов, в том числе благодаря выходу на международный рынок. Компаниям помогают наладить контакты с зарубежными партнёрами, найти инвесторов, адаптировать продукт под новые рынки и, если необходимо, локализоваться за пределами России. В интервью Inc. Вице-президент по региональному и международному развитию Юрий Сапрыкин рассказал о том, с какими трудностями связан выход на международный уровень и в чём заинтересованы иностранные компании.
— Как давно Департамент международного сотрудничества помогает российским стартапам выходить на международный рынок?
Фонд «Сколково» всегда позиционировал себя как проект, встроенный в глобальную инфраструктуру поддержки инноваций. Одной из первостепенных задач было — и остаётся — интегрироваться в международную повестку и выстраивать отношения с партнёрами. Департамент начал работу со дня основания «Сколково» и сосредоточился на выстраивании международной сети контактов и партнёрств. Прирост стартапов не был таким интенсивным: это сегодня у нас почти 3 тыс. компаний, а 10 лет назад инновации занимали немного другое место в политической и экономической повестке.
Основная задача заключалась в том, чтобы найти экосистеме Фонда место в международном контексте. Поэтому было заключено много соглашений о партнёрстве, но работа с компаниями, объективно, была на начальном уровне. Во-первых, их было не так много. Во-вторых, это были очень молодые стартапы, у которых не было ни ресурсов, ни тактической задачи выхода за границу.
По мере развития экосистемы менялась и международная повестка: теперь задача заключается не только в том, чтобы формировать партнёрскую сеть, но и чтобы помогать капитализировать компании на внешних рынках. И сегодня мы, как правило, занимаемся помощью компаниям, нежели развитием сети контактов. Безусловно, новые партнёры появляются и сейчас. Но я считаю, что за 10 лет основа нашей партнёрской сети была сформирована. Почти в любой стране мира у «Сколково» есть партнёры как инфраструктурные и институциональные, так и финансовые, промышленно-индустриальные, которые помогут запустить пилот проекта, привлечь инвестиции, открыть офис.
— Как на формирование и поддержание партнёрских связей влияет геополитика?
Геополитика и отношения между странами, безусловно, привносят определённый оттенок в коммуникацию. Вопрос в другом — какой удельный вес политика занимает в гуманитарных проектах, таких как «Сколково». Мне кажется, политическое, военно-техническое или экономическое сотрудничество более подвержено конъюнктуре. «Сколково» в известной степени научно-гуманитарный проект. И надо понимать, что в любой стране мира люди, вовлечённые в такого рода проекты, в меньшей степени политизированы и в большей степени сосредоточены на созидательных вещах.
Впрочем, дьявол всегда в деталях. Истории о русских хакерах накладывают свой отпечаток.
Компании из России, занятые в сфере информационной безопасности, когда пытаются локализовывать разработки, сталкиваются с предвзятостью.
Тем не менее мы стараемся, чтобы отношения с партнёрами были транспарентными и, в первую очередь, выгодными. Как правило, люди благодушно настроены и ищут пути для сотрудничества.
Бывают разные призывы от чего-то отказаться. Я всегда исповедовал точку зрения о том, что это конъюнктура. Сегодня отношения сложные, завтра — не очень. Но бизнес есть бизнес. Им надо заниматься. «Сколково» — это проект, который сближает страны, даже если совместных договорённостей по вопросам, не связанным с инновациями, становится меньше. В этом наша сила.
— С продвижением вы помогаете только «локальным лидерам», то есть уже состоявшимся на российском рынке игрокам?
Не могу сказать, что мы кому-то отказываем. Даже если компания пока не готова к выходу на глобальный уровень, это не повод не работать с ней, не давать советы, не помогать выезжать на международные мероприятия, чтобы сориентироваться.
Даже компании, которые в России не располагают значительной долей рынка, имеют только первые продажи и небольшую выручку, всё равно пытаются интегрироваться в международную отраслевую повестку, ездят на профильные форумы и выставки, следят за конкурентами. Это тоже наша задача — помогать «щупать» рынок до того, как принять решение куда-то идти. У «Сколково» сегодня около 300 компаний, которые имеют валютную выручку, — конечно, эта выручка не всегда исчисляется миллионами долларов, но тем не менее, — и еще несколько сотен компаний, которые думают о выходе за пределы России.
Если говорить о концентрированной поддержке, на протяжении нескольких лет мы берём компании под индивидуальное сопровождение. Это отдельная большая работа — таких компаний немного, может быть, 10—15 в год. В этом случае, конечно, есть определённые требования, прежде всего потому что взаимоотношения строятся на финансовой основе. С нашей стороны требуется большая степень вовлечённости сотрудников, где-то аналитическая работа и привлечение сторонних подрядчиков.
— Какими критериями должна обладать компания, чтобы рассчитывать на индивидуальное сопровождение?