Юрий Сапрыкин из «Сколково» о том, в чем заинтересованы иностранные компании

Inc.Бизнес

Юрий Сапрыкин, Фонд «Сколково»: «Сегодня отношения сложные, завтра — не очень. Но бизнес есть бизнес»

Текст: Дмитрий Левин. Фото: Арсений Несходимов

«Сколково» — самый крупный инновационный центр на территории РФ. С 2010 года Фонд способствует развитию высокотехнологичных стартапов, в том числе благодаря выходу на международный рынок. Компаниям помогают наладить контакты с зарубежными партнёрами, найти инвесторов, адаптировать продукт под новые рынки и, если необходимо, локализоваться за пределами России. В интервью Inc. Вице-президент по региональному и международному развитию Юрий Сапрыкин рассказал о том, с какими трудностями связан выход на международный уровень и в чём заинтересованы иностранные компании.

— Как давно Департамент международного сотрудничества помогает российским стартапам выходить на международный рынок?

Фонд «Сколково» всегда позиционировал себя как проект, встроенный в глобальную инфраструктуру поддержки инноваций. Одной из первостепенных задач было — и остаётся — интегрироваться в международную повестку и выстраивать отношения с партнёрами. Департамент начал работу со дня основания «Сколково» и сосредоточился на выстраивании международной сети контактов и партнёрств. Прирост стартапов не был таким интенсивным: это сегодня у нас почти 3 тыс. компаний, а 10 лет назад инновации занимали немного другое место в политической и экономической повестке.

Основная задача заключалась в том, чтобы найти экосистеме Фонда место в международном контексте. Поэтому было заключено много соглашений о партнёрстве, но работа с компаниями, объективно, была на начальном уровне. Во-первых, их было не так много. Во-вторых, это были очень молодые стартапы, у которых не было ни ресурсов, ни тактической задачи выхода за границу.

По мере развития экосистемы менялась и международная повестка: теперь задача заключается не только в том, чтобы формировать партнёрскую сеть, но и чтобы помогать капитализировать компании на внешних рынках. И сегодня мы, как правило, занимаемся помощью компаниям, нежели развитием сети контактов. Безусловно, новые партнёры появляются и сейчас. Но я считаю, что за 10 лет основа нашей партнёрской сети была сформирована. Почти в любой стране мира у «Сколково» есть партнёры как инфраструктурные и институциональные, так и финансовые, промышленно-индустриальные, которые помогут запустить пилот проекта, привлечь инвестиции, открыть офис.

— Как на формирование и поддержание партнёрских связей влияет геополитика?

Геополитика и отношения между странами, безусловно, привносят определённый оттенок в коммуникацию. Вопрос в другом — какой удельный вес политика занимает в гуманитарных проектах, таких как «Сколково». Мне кажется, политическое, военно-техническое или экономическое сотрудничество более подвержено конъюнктуре. «Сколково» в известной степени научно-гуманитарный проект. И надо понимать, что в любой стране мира люди, вовлечённые в такого рода проекты, в меньшей степени политизированы и в большей степени сосредоточены на созидательных вещах.

Впрочем, дьявол всегда в деталях. Истории о русских хакерах накладывают свой отпечаток.

Компании из России, занятые в сфере информационной безопасности, когда пытаются локализовывать разработки, сталкиваются с предвзятостью.

Тем не менее мы стараемся, чтобы отношения с партнёрами были транспарентными и, в первую очередь, выгодными. Как правило, люди благодушно настроены и ищут пути для сотрудничества.

Бывают разные призывы от чего-то отказаться. Я всегда исповедовал точку зрения о том, что это конъюнктура. Сегодня отношения сложные, завтра — не очень. Но бизнес есть бизнес. Им надо заниматься. «Сколково» — это проект, который сближает страны, даже если совместных договорённостей по вопросам, не связанным с инновациями, становится меньше. В этом наша сила.

— С продвижением вы помогаете только «локальным лидерам», то есть уже состоявшимся на российском рынке игрокам?

Не могу сказать, что мы кому-то отказываем. Даже если компания пока не готова к выходу на глобальный уровень, это не повод не работать с ней, не давать советы, не помогать выезжать на международные мероприятия, чтобы сориентироваться.

Даже компании, которые в России не располагают значительной долей рынка, имеют только первые продажи и небольшую выручку, всё равно пытаются интегрироваться в международную отраслевую повестку, ездят на профильные форумы и выставки, следят за конкурентами. Это тоже наша задача — помогать «щупать» рынок до того, как принять решение куда-то идти. У «Сколково» сегодня около 300 компаний, которые имеют валютную выручку, — конечно, эта выручка не всегда исчисляется миллионами долларов, но тем не менее, — и еще несколько сотен компаний, которые думают о выходе за пределы России.

Если говорить о концентрированной поддержке, на протяжении нескольких лет мы берём компании под индивидуальное сопровождение. Это отдельная большая работа — таких компаний немного, может быть, 10—15 в год. В этом случае, конечно, есть определённые требования, прежде всего потому что взаимоотношения строятся на финансовой основе. С нашей стороны требуется большая степень вовлечённости сотрудников, где-то аналитическая работа и привлечение сторонних подрядчиков.

— Какими критериями должна обладать компания, чтобы рассчитывать на индивидуальное сопровождение?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как научиться принимать комплименты Как научиться принимать комплименты

Почему бывает трудно принимать комплименты и как с этим справиться

Inc.
Как инженер-ядерщик с русскими корнями придумала «умную» карту деловых связей и попала в список Forbes Как инженер-ядерщик с русскими корнями придумала «умную» карту деловых связей и попала в список Forbes

Как 28-летняя Екатерина Парамонова попала в рейтинг «30 до 30» Forbes

Forbes
Крупным франшизам запрещают быть эксклюзивными Крупным франшизам запрещают быть эксклюзивными

Суд признал права франчайзи продавать не только товары франчайзера

Forbes
Что делать, если вы стали свидетелем абьюза? Отвечает психолог Что делать, если вы стали свидетелем абьюза? Отвечает психолог

Что делать, если вы слышите мольбы о помощи из соседней квартиры?

Psychologies
Тишина в голове: может ли человек какое-то время вообще ни о чем не думать? Тишина в голове: может ли человек какое-то время вообще ни о чем не думать?

Можем ли мы добиться абсолютной ментальной тишины в голове?

ТехИнсайдер
Как Гитлеру воду отключили: сага о том, как диверсанты лишили фашистов атомной бомбы Как Гитлеру воду отключили: сага о том, как диверсанты лишили фашистов атомной бомбы

Угроза уничтожения человечества, тайная операция, большой взрыв и даже Гитлер!

Maxim
Скафандр для работы дома Скафандр для работы дома

Средство, которое по мнению Хьюго Гернсбека, поможет не отвлекаться от работы

Наука и жизнь
Ботаники описали новый вид подземных орхидей с Мадагаскара Ботаники описали новый вид подземных орхидей с Мадагаскара

Ученые нашли одну из самых некрасивых орхидей в мире

N+1
Банка больше нет: как за год Сбербанк сменил имя, разошелся с «Яндексом» и не смог сойтись с Ozon Банка больше нет: как за год Сбербанк сменил имя, разошелся с «Яндексом» и не смог сойтись с Ozon

Как Сбербанк превратился в «Сбер»

Forbes
Особые люди: как и для чего власть закрывает данные о себе Особые люди: как и для чего власть закрывает данные о себе

К чему приведет отнесение силовиков к категории особо защищенных лиц?

Forbes
Хотите стать успешным — перестаньте работать в одиночку Хотите стать успешным — перестаньте работать в одиночку

Хотите расширить бизнес, увеличить доходы и жить в своё удовольствие?

Inc.
Почему мы ревнуем? 6 неочевидных причин Почему мы ревнуем? 6 неочевидных причин

Можно ли справиться с ревностью?

Psychologies
Главный злодей в триллере о пандемии — банальный грипп. Фрагмент из книги «Следующая пандемия» Главный злодей в триллере о пандемии — банальный грипп. Фрагмент из книги «Следующая пандемия»

Отрывок из книги Али Хана об опасности, которую несёт грипп

СНОБ
Как понять, что ты трудоголик? 7 признаков, которые нельзя игнорировать Как понять, что ты трудоголик? 7 признаков, которые нельзя игнорировать

Себя тоже нужно жалеть и беречь от трудоголизма

Playboy
Что будет, если ездить с затертыми номерами. Юристы все объяснили Что будет, если ездить с затертыми номерами. Юристы все объяснили

Удастся ли обмануть инспектора и дорожные камеры, если стереть краску с номера?

РБК
Распишитесь в получении перемен: каким оказался 2020-й Распишитесь в получении перемен: каким оказался 2020-й

Что мы поняли, чему научились и как изменились в 2020 году

РБК
«Когда ты по-настоящему счастлив, то не боишься всё потерять». Правила бизнеса легендарного главы Zappos Тони Шея «Когда ты по-настоящему счастлив, то не боишься всё потерять». Правила бизнеса легендарного главы Zappos Тони Шея

Тони Шей о том, как относиться к сотрудникам и почему не в деньгах счастье

Inc.
Зачем мечтать о славе Зачем мечтать о славе

Почему совет «быть скромнее и не высовываться» не так уж хорош

Psychologies
Правила жизни Джуди Денч Правила жизни Джуди Денч

Актриса, Лондон, 86 лет

Esquire
«Ты можешь все»: мотивация или заблуждение? «Ты можешь все»: мотивация или заблуждение?

Что нас ограничивает и так ли плохо видеть границы своих возможностей?

Psychologies
Как заново влюбиться в партнера? 9 проверенных способов Как заново влюбиться в партнера? 9 проверенных способов

Как пробудить яркие эмоции и воссоздать романтическую атмосферу в паре?

Psychologies
Главные российские спортсмены 2020 года Главные российские спортсмены 2020 года

Рассказываем о лучших российских спортсменах уходящего года

GQ
Банка больше нет Банка больше нет

Сбербанк сменил имя, разошелся с «Яндексом» и не смог сойтись с Ozon

Forbes
Что можно мыть в посудомоечной машине: ответы на популярные вопросы Что можно мыть в посудомоечной машине: ответы на популярные вопросы

Какую посуду можно мыть в посудомоечной машине, а что лучше оставить в раковине

CHIP
Как расстаться с девушкой по-джентльменски? Как расстаться с девушкой по-джентльменски?

Подробная инструкция что делать, чтобы бывшая исчезла из твоей жизни без обид

Maxim
2001 год 2001 год

Митинг журналистов НТВ, шоу «За стеклом», появление «Единой России»

Esquire
«Это диагноз, а не характеристика человека»: история жизни с ВИЧ «Это диагноз, а не характеристика человека»: история жизни с ВИЧ

Психолог рассказывает, как жить с ВИЧ полной жизнью и не стесняться диагноза

Psychologies
«Щелкунчик»: путешествие во времени. Часть 1 «Щелкунчик»: путешествие во времени. Часть 1

Долгая история самого новогоднего балета. Часть 1

Культура.РФ
Шрам от гольфа и смешное прозвище: малоизвестные факты о принце Уильяме Шрам от гольфа и смешное прозвище: малоизвестные факты о принце Уильяме

Факты о принце Уильяме, которые обычно остаются за кадром

Cosmopolitan
Загадка Антона Лапенко: как комик из многодетной семьи стал звездой YouTube и зарабатывает миллионы на ностальгии по 90-м Загадка Антона Лапенко: как комик из многодетной семьи стал звездой YouTube и зарабатывает миллионы на ностальгии по 90-м

В чем заключается гениальность Антона Лапенко?

Forbes
Открыть в приложении