Теснота и инфернальные машины: как кинематограф обнажает наш страх перед будущим
Кинематограф создает образ будущих городов и оказывается в этом деле гораздо более смелым и провидческим, чем фантазии архитекторов и урбанистов. Количество фильмов-катастроф последних десятилетий обнажает страх миллениалов перед будущим, заменивший радужные надежды беби-бумеров. Какие лейтмотивы мрачного города XXI века просматриваются в главных киноработах современности — рассказывает архитектор Анастасия Колчина.
Взбунтовавшаяся природа
Один из наиболее частых сюжетов. От пыльных бурь в «Интерстелларе» и всечеловеческого бесплодия в «Дитя человеческое» до брошенных городов и живописных свалок в «Бегущем по лезвию» — древний, хтонический страх перед силами природы возрождается в менеджерах и программистах. В глубине души мы понимаем, что каждый стаканчик кофе, каждая трубочка для коктейля, да и вообще весь современный образ жизни — предательство по отношению к нашей планете, и ждем от нее мести.
Теснота
Будь-то мрачное подземелье «12 обезьян» или видео-стены технологичной каморки в эпизоде «15 миллионов заслуг» «Черного зеркала» — фантазии о том, что пространство станет роскошью не так уж далеки от реальности: уплотнение жизни в мегаполисах и квартиры по 20 квадратных метров уже строятся не где-нибудь, а в Москве. Раздвоение, которое принесла виртуальность, нашло отражение в «Матрице», где физический мир оказывается и вовсе необязателен.