«Катастрофическая оторванность от земли»: бизнес о новых мерах поддержки от Путина
Новые меры поддержки бизнеса, озвученные президентом, не вызвали восторга у предпринимателей. Владельцы небольших компаний считают, что отсрочки по налогам и взносам лишь оттянут «момент массовой смерти», и недоумевают, почему правительство не берет на себя хотя бы часть обязательств по погашению зарплатных и арендных выплат в период вынужденного простоя.
Владимир Путин днем 8 апреля вновь выступил с обращением к гражданам России — на этот раз в рамках совещания с губернаторами и министрами по видеосвязи. Во вступительном слове президент озвучил дополнительные меры поддержки бизнеса, но среди них снова не оказалось пунктов, на которые надеялись предприниматели.
По словам Путина, малый и средний бизнес получит отсрочку по социальным взносам на шесть месяцев (раньше ею мог воспользоваться только микробизнес), а озвученная в конце марта отсрочка по всем видам налогов, кроме НДС, означает, что после окончания карантина накопившиеся долги можно будет выплачивать равными долями в течение как минимум года. Также президент поручил правительству совместно с ЦБ разработать программу дополнительной поддержки бизнеса, а те компании, которые сохраняют занятость сотрудников, должны получить помощь в первую очередь.
Из всех озвученных мер «хоть какую-то пользу» может принести только растянутая во времени отсрочка по налогам, считают опрошенные Forbes предприниматели: возможность отдавать государству долги постепенно, а не единовременно, позволит мягче выйти из кризиса. Скидка на социальные взносы небольшим компаниям не особенно поможет: чтобы сократить и без того серьезные расходы на фонд оплаты труда, многие предприниматели оформляют отношения с сотрудниками через договоры гражданско-правового характера, возмездного оказания услуг или нанимают их в виде подрядчиков-ИП, а значит, не имеют права на эту льготу. Наконец, в обещаниях поддержки тем, кто продолжает платить работникам во время каникул, и анонсе новой программы от правительства и ЦБ пока «нет никакой конкретики».
Forbes поговорил с предпринимателями о том, почему их расстроил очередной пакет президентских мер, и узнал, чего они на самом деле ждут от правительства.
«Правительство делает вид, что не понимает, как работает современная экономика»
Иван Дмитриев, основатель сети винных баров Why Not Wine Bar & Shop
Отсрочка по социальным взносам поможет лишь тем, кто сумеет выжить в нынешних условиях. А таких с каждым днем становится все меньше. Президент и правительство в этой ситуации демонстрируют катастрофическую оторванность от земли, от реальных процессов и бизнесов. Они либо делают вид, что не понимают, как работает современная экономика, либо, не дай Бог, реально этого не понимают.
Платежи по аренде и выплаты зарплаты, как вы понимаете, — это десятикратно, если не стократно, большая проблема, чем налоговые выплаты. Но с ними почему-то ничего не делают. Проблема у малого бизнеса как правило комплексная, и она завязана на аренде помещений. Ряд арендодателей идут навстречу и дают каникулы за свой счет, понимая, как бизнесу тяжело. Но таких меньшинство. У многих собственников кредиты на эти самые помещения, поэтому если послабления давать, то давать их всей арендной цепочке.
У ряда бизнесов есть отложенный спрос, который поможет мягко выйти из кризиса, но есть ряд секторов, где отложенного спроса не будет. Если кто-то хотел в ресторане праздник отметить — все, День рождения прошел, эти деньги никогда не вернутся в бизнес. И есть еще третья категория предприятий, которые просто не смогут дожить до своего отложенного спроса. С российскими законами по банкротству и особенно по субсидиарной ответственности, когда за обанкротившееся предприятие собственник отвечает личными деньгами и репутацией, это как гвоздь в гробовую доску.
К отсрочке по всем налогам, кроме НДС, я отношусь сугубо негативно. Как будто из космоса взята эта мера. Предприятие, которое сможет выжить, получается, будет платить двойной налог. Лучшее, что может сделать государство в данном случае, — отменить вообще какие-либо налоги на весь этот кризис. Ни один бизнес не сможет восстановиться, если налоговая нагрузка после кризиса на него возрастет. А подобная отсрочка выплат ни что иное, как повышение налоговой нагрузки в перспективе.
Остальные пункты как бы намекают, что ничего хорошего и революционного от плана мер поддержки ждать не приходится.
Чего бы я ждал? Полной налоговой амнистии, арендной амнистии, причем за счет государства, компенсации зарплат сотрудников по примеру европейских стран. В Германии это сделано на 60% от реальной заработной платы, в Великобритании — на 80%.
Сохранят сотрудники рабочие места или нет, зависит не от этих мер, а от того, будет ли бизнес иметь смысл существования завтра. У большинства компаний крайне низкий запас прочности, во многом благодаря «мудрой» налоговой политике в последние годы. С каждым новым месяцем количество предприятий сокращается экспоненциально. Если разрушится ткань экономики и исчезнут целые кластеры предприятий, вопрос про сохранение рабочих мест уже не будет стоять. Это все равно что лечить симптомы болезни, а не саму болезнь.
Я считаю, что те налоги, которые мы платили все предыдущие годы, дают нам право требовать от правительства вернуть часть этих денег в экономику. На поддержку бизнесов как таковых в виде мер по стимулированию всей цепочки. И конечно же, на раздачу денег населению. Ситуация, когда предприятия заставили закрыться на месяц, не назвав это чрезвычайной ситуацией, никак это не назвав, — это полная ответственность государства. Оно должно компенсировать реальные зарплаты, оно обязано влить деньги в экономику. Не только уволенным работникам, не только тем, кто потерял работу, а вообще всем жителем страны. Деньги, которые находятся у правительства, — это деньги граждан и бизнесменов.
«Май мы точно не переживем»
Андрей Калашников, основатель агрегатора автобусов Avtobus1 (Екатеринбург)
Я сегодняшнее обращение уже не смотрел — не хочу расстраиваться. Отсрочка и по социальным взносам, и по налогам с распределенными в течение года выплатами — это вообще не меры поддержки. Непонятно, из каких запасов нам платить накопленный долг потом. Я не понимаю, почему государство считает, что отсрочка нам помогает. Рынок после кризиса будет оживать еле-еле и точно до текущих уровней не поднимется через полгода. Представьте, вы платили за ипотеку 50 000 рублей, три месяца у вас нет заработка, а потом вы должны платить — хорошо, не 150 000 сразу, — но по 65 000 рублей в месяц. Бизнес после июня еле вылезет, а ему тут еще и увеличенный платеж.
Лично нам никакой погоды это не сделает, и мы будем вынуждены идти на непопулярные меры — увольнять людей по обоюдному согласию. У меня выручка упала в десять раз, а из 200 клиентов-предприятий, которых мы возили, осталось 20-30%. Какое сохранение сотрудников в таких условиях? Из чего я им буду платить? У нас почти нет подушки, потому что мы агрессивно вкладывались в рост. И поэтому льготами за сохранение штата не сможем воспользоваться, если ничего не будет принято дополнительно.
Нам нужны каникулы на самые существенные налоги — на НДС и на прибыль — и доступ к беспроцентным кредитам. Это были бы серьезные меры. Пока беспроцентные кредиты для малого бизнеса — только лозунг. Мы обращались в банки, нам ничего не дали.