Мини-арсенал
Если вы мужчина и хоть раз увидите изделия компании «Арсенал миниатюр», то никогда не сможете их забыть. Эта компания производит самые желанные мужские игрушки – точнейшие копии стрелкового оружия. Из которых можно и пострелять.
Основатель компании Дмитрий Стрешинский рассказывает историю ее создания. В далеком детстве дед повел его в знаменитый Адмиралтейский музей. И не просто в музей, а в запасники: высокое воинское звание давало такую привилегию. И там Дима увидел набор миниатюрных моделей мосинских винтовок. Дело в том, что выпускники Императорской инженерной академии в качестве одного из дипломных проектов делали макеты. Мостостроитель должен был соорудить маленький мост, инженер – макет фортификационного сооружения, оружейник – выполнить в миниатюре вид оружия. Один выпускник академии по стрелковому вооружению изготовил набор из трех винтовок Мосина. А в 1900 году эти винтовки отправили на Всемирную выставку в Париж, где они взяли золотую медаль за качество изготовления. После возвращения в Россию академия презентовала эти винтовки императору, а тот передал их в музей. Когда Дмитрий увидел их, ему было чуть больше десяти лет. «Я был в таком восторге от увиденного, что даже всерьез планировал кражу», – смеется Стрешинский. Его можно понять: эта мысль сразу возникла и в моей голове.
Мечта на 10 баллов
Детская мечта прочно засела в голове Дмитрия. Когда Стрешинский в начале 2000-х закончил заниматься бизнесом, он стал коллекционировать миниатюрное оружие, которое создавали мастера из США, Германии и, конечно, Тулы. Миниатюры в Туле изготавливают с самого первого дня существования оружейного промысла: крошечные ружья и пистолеты оружейники делали как подтверждение своего мастерства. Более того, в некоторых мастерских такая работа служила совершенно официальным экзаменом, после которого подмастерье мог перейти на более высокую ступень и завести свою мастерскую.
Это искусство сохранилось до сих пор: в Туле и сейчас есть несколько небольших компаний, занимающихся таким ювелирным мастерством, – «Клинок», «Микрон», «Возрождение» и, разумеется, легендарный ЦКИБ. Дмитрий Стрешинский в качестве консультанта привлек одного из главных тульских специалистов-оружейников Виктора Пчелкина. Для оценки коллекции Пчелкин разработал собственную 10-балльную систему, где 10 баллов присваивалось изделию, на 100% совпадающему с аналогом. Ни один из экземпляров коллекции Стрешинского не набрал выше 5 баллов. Дело в том, что внутренняя конструкция стреляющих миниатюр всегда сильно отличалась от конструкции реальных прототипов: обеспечить точное соответствие уменьшенного и полноразмерного механизмов не удавалось. Мастера сосредотачивались на внешнем сходстве, а внутренняя механика делалась по упрощенному варианту. Мало того, не удавалось сделать и миниатюры, стреляющие очередями: энергии крошечной порции газов не хватало на обеспечение запаса для последующего выстрела. У Стрешинского возник вопрос: а можно сделать на 10 баллов? Не просто воссоздать внутренний механизм, а чтобы он работал, и не просто работал, а в автоматическом режиме. И чтобы оружие стреляло не пять раз, а имело серьезный ресурс.
«Арсенал миниатюр»
Специалистов, которые не посчитали мечту Стрешинского безумной, он нашел не в Туле, а в Центральном музее Вооруженных Сил в Москве. Там был небольшой отдел мастеров, занимающихся ремонтом оружия из коллекции. Дмитрий решил арендовать подвальное помещение, взять к себе на зарплату этих ребят, а работы для музея по ремонту проводить бесплатно – за свой счет. Эта договоренность была вскоре согласована с Министерством обороны, стороны ударили по рукам, и в 2005 году была открыта компания «Арсенал Миниатюр». Так Стрешинский получил прямой доступ к самой большой в мире коллекции стрелкового оружия. Первоначально планировалось заняться просто реверс-инжинирингом оружейных систем. «Но скоро стало понятно, что это только первая ступень, – вспоминает Дмитрий Стрешинский. – Если ты хочешь, чтобы твое изделие работало, надо все полностью пересчитывать. Это абсолютно другое оружие, оно только выглядит как уменьшенный оригинал». Нужно было не просто взять боевое оружие и разделить все размеры на два, а практически сконструировать новый образец. Кинематика, массы, мощность боеприпаса – они все другие. Все надо пересчитывать, но при этом сохранить точный внешний вид детали, что сильно усложняет задачу.