До самых до окраин
Многие российские территории относятся к категории труднодоступных. Даже в XXI веке их снабжение остается почти такой же сложной задачей, как и двести, и триста лет назад. Однако сегодня к решению проблемы удалось привлечь беспилотники, доставляющие грузы без дорог – по воздуху.
Труднодоступные и малонаселенные районы занимают значительную часть территории нашей страны. Жизнь и работа в таких удаленных городках и поселках, на заполярных месторождениях и приисках полностью зависит от снабжения. Однако прокладывать туда дороги экономически невыгодно, поэтому наземные перевозки часто ограничены зимним периодом: промерзший грунт позволяет проехать грузовикам или хотя бы гусеничной технике. В остальное время приходится полагаться на авиацию. Все это делает логистику сложной, дорогостоящей и не слишком надежной. От воздушного транспорта зависит решение и других насущных задач, таких как контроль инфраструктуры, линий электропередачи, газо- и нефтепроводов, экологический мониторинг, проведение геологоразведки, поиск и спасение людей. «Трудности можно обойти за счет снижения стоимости летного часа, которую дают беспилотные аппараты», – уверен Василий Анцев, руководитель направления беспилотных авиационных систем компании «Радар ммс». Созданные предприятием вертолеты уже доставляют грузы на самое северное нефтяное месторождение страны, к ямальской реке Мессояхе, за сотни километров от ближайшего населенного пункта, к которому можно добраться по дороге.
Василий Анцев
Образование: Балтийский государственный технический университет «Военмех», специальность «радиотехника»
Работа: Научно-производственное предприятие «Радар ммс», руководитель направления беспилотных авиационных систем
Вертолет как выбор
Сегодня в линейке дронов «Радар ммс» есть три модели: тяжелый аппарат взлетной массой 440 кг и грузоподъемностью до 100 кг; средний – 45 и 10 кг соответственно; малый электрический, который весит 30 кг и может нести до 7 кг полезной нагрузки. Каждый БПЛА ориентирован на определенный круг задач: тяжелый служит для доставки грузов в отдаленные районы, средний – для различных мониторинговых работ и геологоразведки, а малый – для аэрофотосъемки и удаленного использования в дрон-портах (специальных станциях, где дрон базируется и выполняет задачи без участия оператора). Все БПЛА реализованы на базе одной и той же вертолетной схемы с двухлопастным мотором.