Планета людей
Аня Бородина, создатель проекта «Путешествие своими руками», придумывает такие поездки, в которых можно увидеть настоящую, не выстроенную для туристов жизнь. Там, где она бывает, в домах топятся печи и сохнет шерсть, хозяева пекут хлеб, а за солью ходят с ведром на озеро. И гостей встречают так, будто всегда их ждали.
Я всегда любила путешествовать, придумывать поездки для друзей, ходить в походы, открывать места, где «не ступала нога туриста». А когда у меня один за одним родилось трое детей, я оказалась заперта в четырех стенах. Какие тут походы, если даже поездка в метро с коляской для погодок была испытанием? Мне буквально не хватало воздуха от этой невозможности вырваться туда, куда я хочу. Я часто слышала: «Ну надо потерпеть, малыши подрастут, все будет как прежде». Но дело в том, что если у тебя не один ребенок, то ждать приходится долго и как будто ты все время жизнь откладываешь на потом. Когда младшей дочке исполнилось два года, а Тихону и Федору — четыре и шесть, я кинула клич в соцсетях: «Еду в Грузию на машине. Ищу себе компаньонов». Одна с детьми я тогда еще ехать побаивалась. Мы прекрасно съездили, а дальше я подумала: ведь я такая не одна. И стала организовывать поездки, куда можно было отправиться мамам, которые мечтают путешествовать. Мне писали женщины: «Наверное, я с двухлеткой и трехлеткой буду для вас обузой. Мне, наверное, не стоит ехать?» Конечно стоит, я просто организовывала все так, чтобы на всех было снаряжение, его не надо было тащить, мы часто делали остановки и выбирали ритм, посильный детям. Как показывает опыт, в поездках дети сбиваются в стаю, играют вместе, а родители могут выдохнуть, спокойно посидеть у костра, поговорить. Постепенно у меня стали собираться разные группы: и с детьми, и без, студенты, семьи. Но всегда это люди, для которых путешествие — не осмотр туристических достопримечательностей, а возможность услышать, как в степи гудит трава, свернуть с проторенных троп, чтобы оказаться внутри совсем другой жизни, где сушат абрикосы, взбивают масло, мелют муку на мельнице.
Когда еду на разведку без группы, одна или со своими детьми, сбиться с дороги — это часть моего плана. Настоящее не увидишь там, где легко проезжают туристические автобусы. Меня часто пугали, что женщине по глухим местам опасно ездить одной, тем более на Кавказ, советовали купить травмат. Но именно дорога мне дарит ощущение, что человек человеку друг. А иногда и больше чем друг.
В Аджарии, единственном мусульманском регионе Грузии, у нас с сыном, Тихоном, случилась удивительная встреча.
Мы свернули с трассы и направились по уходящей в горы дороге. Ехали не торопясь, часто останавливались. Это надежный способ попасть в приключения — посмотреть на карту и углу биться в самый глухой район, а там не спешить, побродить по дорогам и дальше ждать, что произойдет. Мы увидели мужчину с огромной сумкой и предложили его подвезти. Асфальт кончился, началась плохая дорога, и уже возникла мысль дальше не ехать, но наш пассажир, Зураб, предложил у него остановиться. И какое счастье, что мы согласились.