Популярность — это результат, а для меня всегда важен процесс

Караван историйЗнаменитости

Кирилл Гребенщиков: «За пять минут до начала иногда думаю: «Вот бы все отменили и не пришлось выходить на сцену!» Но потом это отступает...»

Беседовала Ирина Зайчик

Фото: Даниил Артемьев

За плечами Кирилла Гребенщикова работа в Театре имени Станиславского, "Школе драматического искусства", антрепризные спектакли. В его фильмографии более 70 ролей, среди которых "Тест на беременность", "Анатомия сердца", "Анна Каренина. История Вронского" и многие другие. А недавно актер получил приглашение в Театр Наций в новую постановку "Терминал 3", на одну из главных ролей...

Меня позвал не театр, а режиссер Никита Кобелев. Лет пять назад мы с ним записывали на радио раннюю пьесу Вампилова «Воронья роща». Он мне позвонил и предложил сыграть в его спектакле по пьесе шведского драматурга Ларса Нурена, которого много ставят в Европе. Не могу сказать, что история меня захватила при первом чтении. Уже потом на репетициях с помощью режиссера я стал видеть красоту построения, понял, как прописаны человеческие отношения, и это понемногу меня увлекло. Считается, что любому актеру очень престижно оказаться в Театре Наций, — узнав об этом, все начинают тебя поздравлять, только потом, может быть, спросят: «А что ты играешь?» Мне приятно, с одной стороны, а с другой стороны, я к этому спокойно отношусь.

Этот камерный спектакль идет на Малой сцене. В Театре Наций очень регламентированное расписание, оно составляется за несколько месяцев. Спектакль идет два-три раза в месяц серией, как правило, три дня подряд.

А что касается пьесы... Это история, с одной стороны, очень реалистическая, с другой стороны, метафорическая. На сцене аскетичные декорации: два зеркальных пространства разделены полосой на полу. Одинаковые стулья, кушетки, даже часы висят одинаковые, только показывают разное время. Две пары: молодая пара, которая приехала на роды, а другая — пришла на опознание сына, покончившего с собой. В какой-то момент становится понятно, что это одни и те же люди, только с разницей в 20 лет.

Играть это по-актерски очень интересно. Представляете, надо за час (а это не так много для актера) компактно прожить всю историю, которая происходит в реальном времени. Когда интересно актеру, интересно и публике...

Кирилл Гребенщиков и Ольга Белинская в спектакле Театра Наций «Терминал 3», 2023 год. Фото: пресс-служба Театра наций

— Вы ведь из актерской семьи, значит ли это, что обречены были стать артистом?

— Не могу сказать, что вырос за кулисами, хотя и отец, Юрий Гребенщиков, и мама, Наталия Орлова, были актерами Театра Станиславского. Когда ты растешь в семье, ты не думаешь: «А какая у родителей профессия?» Главное, чтобы семья была дружная! Как и все дети, я боялся: а вдруг они поругаются? А вдруг умрут? Или разведутся? Ты их просто любишь, и все! Другое дело, что родители-актеры, как правило, целыми днями пропадают в театре. Если со мной не могла остаться бабушка, меня брали с собой на вечерний спектакль. Больше всего за кулисами мне нравилось вертеться у бутафоров. Рассматривать посуду, мебель, оружие было гораздо интереснее, чем наблюдать за тем, как люди играют на сцене. Это были 70-е годы, Театр Станиславского был среднеарифметическим театром. Но, придя туда на любой спектакль, ты мог встретить в коридоре Эммануила Виторгана, Аллу Балтер, Людмилу Полякову, Сергея Шакурова, Георгия Буркова, Альберта Филозова, Майю Менглет.

Дома у нас не ставилось каких-то домашних спектаклей, никто не декламировал стихов, не пели под гитару. Не помню богемных посиделок, хотя круг общения родителей был достаточно широк. Случайных людей или, как говорится, «полезных» не было. К нам приходили настоящие друзья: Алина Станиславовна Покровская с мужем Германом Юшко, Алла Балтер с Эммануилом Виторганом, актриса Театра Советской армии Ольга Дзисько и ее муж Игорь Витальевич Попов, театральный художник. Узкий круг, который годами не менялся...

А к актерству я не проявлял интереса. Одно время в детстве мечтал стать археологом, мне нравилось, что они что-то ищут в земле. Но, как гласит семейная легенда, я даже читал «Руслана и Людмилу» наизусть большими фрагментами.

Фото: Даниил Артемьев

— А кто занимался вашим воспитанием в детстве?

— В основном мною занималась мама — проверяла уроки, ходила на родительские собрания, подбирала репетиторов. Один раз на родительское собрание пошел отец, а потом долго на меня дулся. Бабушки, естественно, были на подхвате. Папина мама, Александра Ильинична, жила в Свердловске, иногда приезжала в гости. А с московской бабушкой, Еленой Васильевной, я проводил довольно много времени. Мы с ней придумывали всякие занятия. Так как она дворянского происхождения, после революции была поражена в правах, служила стенографисткой в Моссовете, а в войну работала в штабе партизанского движения.

Сказок она мне не читала. Но могла почти наизусть рассказывать «Два капитана» Каверина или эпизод из фильма «Семнадцать мгновений весны», как пряталась радистка Катя с двумя детьми в канализационном люке.

— А вы коренной москвич?

— Я родился в Москве, мы с родителями жили в театральном общежитии на «Аэропорте». Отец из Свердловска. Он всегда говорил: «Я приехал с периферии». И никогда этого не стеснялся. Со своим другом Альбертом Леонидовичем Филозовым приехал в Москву поступать в Школу-студию МХАТ. В 1955 году МХАТ был на гастролях в Свердловске, и специальная выездная комиссия отсматривала абитуриентов. Отобрали двоих — моего отца и Альберта Филозова. У них собрался необыкновенный курс: Татьяна Лаврова, Алла Покровская, Геннадий Фролов, Анатолий Ромашин, Владимир Кашпур, Александр Лазарев, Евгений Лазарев, Наталья Журавлева, Вячеслав Невинный... Такого скопления талантов, по-моему, больше не было за всю историю Школы-студии МХАТ.

Мама — москвичка. Ее предку было даровано дворянство, потому что он был воспитателем трех дочерей Павла I. А мамин отец, Федор Пантелеймонович Орлов, — человек исключительно интересной судьбы, достойной романа. Для меня он настоящий герой: имея бронь, ушел в 1941 году добровольцем на фронт. А у него было двое маленьких детей: мама и ее брат Андрей. Под Наро-Фоминском 21 октября был ранен и попал в плен. Лагерь в связи с наступлением наших войск отодвигался в Европу. Во Франции ему удалось бежать, он примкнул к французскому Сопротивлению. Когда англичане высадились на юге, он перешел линию фронта и попал в расположение английских войск. Есть фотография его в английской военной форме. На этом приключения деда не закончились. После войны в советской военной миссии ему были возвращены погоны. И он в звании лейтенанта командовал сначала пароходом, который переправлял бывших военнопленных в Одессу, а потом поездом, который переправлял на Урал бывших военнопленных. На Урале его арестовали, он сидел в лагере до 1953-го, потом еще год или два был на поселении. Мама увидела первый раз своего отца, когда ей было 14 лет. Я помню своего деда, он тогда был уже стариком. Дедушка работал журналистом в «Вечерней Москве».

Мой дед по отцовской линии, Сергей Георгиевич Гребенщиков, тоже воевал, был ранен. Имел медаль «За отвагу». У него тоже была история с Особым отделом: ранение в руку, ему пришлось доказывать, что это не самострел. Но на прикладе автомата нашли скол от пули, и его оправдали. После войны он работал геологом. Как видите, никаких актеров до родителей в нашем роду не было...

Учился я в самой обычной школе в трех минутах от дома. Жили мы на «Щукинской». Сейчас это престижный район, а тогда была окраина с весьма специфическими нравами. Наши ребята ходили в телогрейках, шапках-«петушках» и делились на группировки по территориальному принципу. В 14 лет я уже четко знал, куда можно пойти вечером без риска быть побитым.

У нас была двухкомнатная квартира в обычной панельной двенадцатиэтажке. В доме проживало еще несколько актерских семей. Помню Анатолия Ромашина с первой женой и сына Владимира Самойлова — Александра, чуть позже в дом въехала семья Аристарха Ливанова. Видимо, все там получили жилье по линии ВТО.

Школа у меня была самая что ни на есть средняя. Я не принадлежал ни к «ботаникам», ни к хулиганам. Обычный среднестатистический ученик. Одно время пытался заниматься футболом в ЦСКА, но мне это быстро надоело. Еще ходил на плавание. В детстве любил рисовать на полях тетрадок, как все мальчишки, танки, самолеты. Мама считала, что у меня есть какие-то способности, и записала в изостудию при Доме пионеров. А ни в какие театральные студии я не ходил. Мне вообще не нравилось выступать. Для меня было мучением выйти на уроке к доске и прочитать стихотворение. У нас в школе ставили какие-то спектакли, но мне никогда не хотелось в них участвовать. Однажды, помню, поручили сыграть Зеркало в «Сказке о мертвой царевне». Я стоял, держа перед лицом разделочную доску, обмотанную фольгой, и бубнил: «Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее...» И был вполне доволен, что не видно моего лица.

Родители, наоборот, мечтали об актерской профессии. Мама всегда хотела стать актрисой и окончила Щепкинское училище. Папа до Школы-студии в юности ходил в театральную студию, где кроме него занимались Леонид Неведомский и Альберт Филозов.

Когда отец начал много сниматься в кино, мы не стали жить богаче. Гонорары в советское время были другими и запросы не такими, как сейчас. Он ездил на общественном транспорте. В нашем доме машин практически ни у кого не было. По-моему, во дворе стоял только «Запорожец» актера Владимира Анисько, и все. Отпуск родители проводили в домах отдыха ВТО, куда брали и меня. Мы отдыхали в Рузе, Мисхоре, Плесе. Иногда я ездил с мамой и папой на гастроли. Они тогда были длинными — два летних месяца. Побывал в Казани, Харькове, Минске, Уфе. Пару раз ездил в пионерский лагерь, два лета провел у бабушки в Свердловске.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Счастливая судьба Леонида Куравлева. О великом русском актере вспоминает его сын Василий Куравлев Счастливая судьба Леонида Куравлева. О великом русском актере вспоминает его сын Василий Куравлев

Кого бы ни играл, эти роли любили миллионы зрителей — искренне, всей душой

Коллекция. Караван историй
Соперники «Весты». Машины дешевле ₽2 млн, которые уже можно купить Соперники «Весты». Машины дешевле ₽2 млн, которые уже можно купить

В России встречаются новые автомобили, готовые составить конкуренцию «Весте»

РБК
Три города-курорта России, куда лето приходит раньше календаря Три города-курорта России, куда лето приходит раньше календаря

Заждались лета? Добро пожаловать в Крым и на Кубань

Караван историй
Заковать в скандалы Заковать в скандалы

Скандальный манифест – отдельный (если не главный) футуристический жанр

Правила жизни
Юрий Стоянов: «Не люблю нравиться людям, которые не нравятся мне» Юрий Стоянов: «Не люблю нравиться людям, которые не нравятся мне»

Я стараюсь давать людям надежду. Я ничего не декларирую. Я мирю людей

Коллекция. Караван историй
«Титаник»: разные судьбы. Реальные истории спасшихся и погибших пассажиров «Титаник»: разные судьбы. Реальные истории спасшихся и погибших пассажиров

Как сложились судьбы людей, попавших на «Титаник»

Караван историй
Валерия Ланская: «На первом месте — дети. На втором — отношения мужчины и женщины. И на третьем месте — карьера» Валерия Ланская: «На первом месте — дети. На втором — отношения мужчины и женщины. И на третьем месте — карьера»

Я тогда шла по улице и думала: «Ну все, теперь я другой человек»

Караван историй
Сериал «Экстраординарная»: краткое пособие по выживанию во взрослой жизни Сериал «Экстраординарная»: краткое пособие по выживанию во взрослой жизни

«Экстраординарная» — яркий сериал о молодых людях, ищущих смысл жизни

Forbes
Борис Невзоров. Позднее счастье и незабытая трагедия Борис Невзоров. Позднее счастье и незабытая трагедия

У него действительно была очень сложная личная жизнь

Коллекция. Караван историй
Союз дела и денег. Оценка экономической устойчивости проектов в области социального предпринимательства | The Union of Business and Money. Evaluation of the Economic Sustainability of Social Entrepreneurship Projects Союз дела и денег. Оценка экономической устойчивости проектов в области социального предпринимательства | The Union of Business and Money. Evaluation of the Economic Sustainability of Social Entrepreneurship Projects

Модель оценки воздействия проектов в области социального предпринимательства

Позитивные изменения
Ценить пороки Ценить пороки

Цените свои пороки. Меня на волну подняла алчность

Psychologies
«Слишком много шума» «Слишком много шума»

Лев Ландау выделялся глубоким пониманием всех разделов физической науки

Наука
Изменить привычкам Изменить привычкам

Стрессовое время вполне подходит для того, чтобы заняться улучшением жизни

Psychologies
Ходим парой Ходим парой

Почему женская дружба может быть одной из самых важных вещей на свете

Лиза
На изящном: история скандальной картины «Происхождение мира» Гюстава Курбе На изящном: история скандальной картины «Происхождение мира» Гюстава Курбе

«Происхождение мира»: почему эта картина Гюстава Курбе вызвала такой ожиотаж?

Правила жизни
Передачи-хиты советского ТВ, которые сегодня смотреть невозможно Передачи-хиты советского ТВ, которые сегодня смотреть невозможно

Деды, вспоминающие любимые программы молодости, хорошего не посоветуют

Maxim
Самые странные русские обряды: зачем запекать ребенка в печи, запрягать баб и ехать хоронить мух? Самые странные русские обряды: зачем запекать ребенка в печи, запрягать баб и ехать хоронить мух?

Какой поговоркой можно охарактеризовать русский народ?

ТехИнсайдер
Что такое искусственная кома и чем она отличается от обычной Что такое искусственная кома и чем она отличается от обычной

Зачем человека специально вводят в кому?

ТехИнсайдер
Корень инфантилизма: почему мы не можем взять ответственность за собственную жизнь Корень инфантилизма: почему мы не можем взять ответственность за собственную жизнь

В чем заключаются причины инфантильного поведения?

Forbes
Почему в мировых музеях мало работ женщин и как кураторы пытаются это изменить Почему в мировых музеях мало работ женщин и как кураторы пытаются это изменить

Как художественные институции пересматривают канон в пользу гендерного баланса

Forbes
Снять боль и улучшить гибкость. 12 упражнений для растяжки спины Снять боль и улучшить гибкость. 12 упражнений для растяжки спины

Предотвратить боль в спине может регулярное выполнение упражнений для растяжки

Лиза
Портрет семьи художника Портрет семьи художника

Пять семей, где муж и жена — успешные современные художники

Robb Report
Где лежит настоящее Где лежит настоящее

Светлана Адоньева о том, где живут традиции и почему не нужно их возрождать

Seasons of life
Ресторатор Андрей Деллос — о новом прочтении французской кухни в России Ресторатор Андрей Деллос — о новом прочтении французской кухни в России

Андрей Деллос — о фирменных блюдах нового гранд-кафе «Шануар»

РБК
Любовь и кровь: знаменитости, жестоко убитые собственными фанатами Любовь и кровь: знаменитости, жестоко убитые собственными фанатами

Случаи, когда звезды умерли именно от рук тех, кто еще недавно их боготворил

VOICE
Сопротивление, сожаление и принятие: как выражается наша потребность в свободе Сопротивление, сожаление и принятие: как выражается наша потребность в свободе

Отрывок из книги «Больше чем желание» о стремлении к свободе и его проявлениях

Forbes
Как достигать целей в период неопределенности: 7 правил Как достигать целей в период неопределенности: 7 правил

Стоит ли вообще ставить цели в реальности, где все постоянно меняется?

Psychologies
Эти доступные овощи нужно добавить в ежедневное меню всем женщинам 40+: они стимулируют обмен веществ и замедляют старение Эти доступные овощи нужно добавить в ежедневное меню всем женщинам 40+: они стимулируют обмен веществ и замедляют старение

Продукты, богатые натуральными противовоспалительными компонентами

VOICE
Одна из крупнейших черных дыр, известных науке, оказалась настоящим монстром Одна из крупнейших черных дыр, известных науке, оказалась настоящим монстром

Как выглядит одна из самых больших черных дыр во Вселенной

ТехИнсайдер
Эксперт рассказал, как гладить кота, чтобы он не злился на вас Эксперт рассказал, как гладить кота, чтобы он не злился на вас

Забавный факт: вашей кошке, вероятно, не нравится, как вы ее гладите

ТехИнсайдер
Открыть в приложении