Как Виктор Рыжаков планирует распоряжаться богатым наследием «Современника»

EsquireРепортаж

«Театр — место свободы»: новый худрук «Современника» Виктор Рыжаков — о наследии Галины Волчек, миссии театра и отношениях с властью

В декабре 2019 года после смерти Галины Волчек должность художественного руководителя “Современника” занял Виктор Рыжаков, последние восемь лет возглавлявший Центр им. Вс. Мейерхольда. Театральное сообщество восприняло назначение с воодушевлением: за Рыжковым закрепилась репутация режиссера, открытого к экспериментам, умеющего строить современный театр и работать с актерами. Esquire встретился с Рыжаковым и узнал, как он планирует распоряжаться богатым наследием “Современника”, как собирается его осовременить и какой видит миссию театра.

Кажется, ваше назначение — редкий случай, когда решение властей практически единогласно поддержало все театральное сообщество. Вы знали, что вам предложат этот пост, или это стало для вас неожиданностью?

К тому времени, когда состоялось назначение, я уже работал в Центре им. Мейерхольда и с «Июльансамблем», занимался развитием молодого театра — у меня был свой путь и не было иного желания, чем придумывать и воплощать разные театральные истории. Мое чувство ответственности всегда зашкаливает, и активностей у меня всегда достаточно: лаборатории, школы, Володинский фестиваль в Санкт-Петербурге (Рыжаков делает театральный фестиваль «Пять вечеров» имени Александра Володина с 2004 года. — Esquire), большое количество независимых театров по стране, которым мы пытаемся помочь, мастерская молодой режиссуры... Поэтому идти служить уже в какую-то сложившуюся институцию я не думал. Да и кем я приду? Руководителем-начальником? Так в театре, как мне кажется, вообще не должно быть начальников.

Вы помните свои эмоции, когда о назначении было объявлено официально?

Я был настолько уставшим и измотанным, что у меня все смешалось. Все же произошло в преддверии Нового года, а в это время тысячи обязанностей: экзамены, заседания кафедры, неотвеченные письма, непрочитанные пьесы, строительство новой площадки в ЦИМе, бесконечный поиск денег. И тут обрушилась неизбежная, трагическая информация о кончине Галины Борисовны Волчек, новые вводные, которые и принимал уже автоматически, почти не задумываясь, внутри не было места для чувств. Но вечером 30 декабря (когда Рыжакова назначили официально. — Esquire) все было сложно. Паническая атака, отчаяние. Вопросы: зачем это все, почему со мной, зачем согласился?

Никогда не думал, что мне выпадет честь встать во главе «Современника». Наверное, если бы это произошло лет 20 назад, мне было бы в это легче поверить, легче принять. Нахальства и безответственности было больше. Сейчас же есть сложившийся опыт, бремя разных обстоятельств, нынешние контексты и прочее. Пожалуй, спасало только одно: неожиданная для меня реакция театральных коллег, невероятная обратная связь от профессионального сообщества. Никогда в жизни мне не писали столько откровенных писем и посланий, красивых слов в превосходной степени, оценивающих мои, вероятнее всего, «мифические» заслуги. Даже неловко об этом вспоминать сейчас. Не со мной это было. И единственные два дня отдыха, 1 и 2 января, я провел, отвечая на СМС-сообщения и звонки от людей со «всего света».

Думаю, именно эта человеческая реакция, какая-то особенная энергия позволила мне все-таки допустить мысль, что, может быть, и правда это не так глупо и бессмысленно. Может, действительно мои фантазии, силы и опыт кому-то понадобятся и мы сможем сделать большое серьезное дело, рискнем вернуть слову «современник» его сакральное значение? Знаете, это сравнимо с мечтой, которая есть у каждого молодого человека. А потом он взрослеет, и мечта с годами изменяется до неузнаваемости, блекнет, размываются ее очертания. Вот для того, чтобы ее восстановить, и нужно вернуться к истокам. Думаю, при всей уникальности и серьезности биографии «Современника» сегодня нам всем нужно просто вернуться к истокам.

Вы лично знали Галину Борисовну Волчек?

Конечно.

Помните, при каких обстоятельствах вы познакомились?

Нас знакомили разные люди в разные годы, но, конечно же, для Галины Борисовны я был обычным человеком, одним из тысячи. В самом начале 2010-х годов мне благодаря помощнику Галины Борисовны, Евгении Кузнецовой, сделали предложение придумать спектакль специально для «Современника». Мы познакомились еще раз и начались встречи: в театре, дома, разговоры о профессии и жизни, переговоры. Но все шло туго, долго, и почему-то ничего у меня не получалось придумать. Были разные обстоятельства, которые не давали это сделать. И вот только в прошлом году мы наконец-то договорились «о важном и нужном», а в конце ноября в последнюю нашу встречу Волчек сказала: «Ну, давай! Начинайте». Не успели. Репетиции должны были начаться в марте, в декабре я должен был начать встречаться с артистами. Но не успели.

Вы планируете этот проект продолжать уже без Галины Борисовны?

Это замечательная история, очень волнующая. Думаю, мы к ней вернемся, но точно не в ближайшее время. Начинать с этой работы не очень верно, потому что мне надо осмыслить то качество, в котором я теперь сюда пришел. Когда мы с Михаилом Дурненковым только придумывали спектакль, мы были приглашенными художниками. Теперь все изменилось, и мера ответственности, кстати, тоже теперь совсем другая. Нужно вглядеться, всмотреться и просто побыть здесь молча. Идей много, они разные, но хочется не торопиться, пока много других забот, требующих внимания. И многое внутри себя еще необходимо перестроить, найти, что ли, новые мотивации и смыслы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Почему «Крестный отец» в первую очередь семейная драма, а не гангстерский боевик Почему «Крестный отец» в первую очередь семейная драма, а не гангстерский боевик

«Крестный отец» — конфликт традиционного общества с городской цивилизацией

Esquire
Как на войне Как на войне

С 26 марта Индия ввела тотальный карантин на 21 день

Огонёк
«Сейчас очень много злобы и ненависти вокруг, а людям нужны простые человеческие чувства»: интервью с Евгением Писаревым «Сейчас очень много злобы и ненависти вокруг, а людям нужны простые человеческие чувства»: интервью с Евгением Писаревым

Режиссер Евгений Писарев — о своих спектаклях «Плохие хорошие» и «Тартюф»

СНОБ
Панические настроения: почему мы скупаем гречку и туалетную бумагу Панические настроения: почему мы скупаем гречку и туалетную бумагу

Размеренная жизнь вдруг превратилась в сценарий фильма-катастрофы

Psychologies
Как перестать беспокоиться о том, что думают другие: 11 советов Как перестать беспокоиться о том, что думают другие: 11 советов

Как перестать волноваться из-за мнений окружающих по поводу вашей персоны

Psychologies
Поездка за границу с детьми: как облегчить отпуск Поездка за границу с детьми: как облегчить отпуск

Няня поможет разгрузить вас от рутинных дел, связанных с детьми в поездках

Мама и малыш
«Я впал в кому на две недели, но бизнесменские принципы остались»: создатель сырков «Б.Ю. Александров» о Путине, тюрьме и победе над раком «Я впал в кому на две недели, но бизнесменские принципы остались»: создатель сырков «Б.Ю. Александров» о Путине, тюрьме и победе над раком

«Король сырков» Борис Александров о новых проектах и о том, почему любит СССР

Forbes
8 марта здорового человека: как Google, Netflix и другие бренды отпраздновали «женский день» 8 марта здорового человека: как Google, Netflix и другие бренды отпраздновали «женский день»

Международный женский день — праздник, посвященный достижениям женщин

Forbes
Дофаминовая диета: почему она спасёт от выгорания и придаст сил Дофаминовая диета: почему она спасёт от выгорания и придаст сил

Ты чувствуешь себя настолько уставшей, что не помогают ни кофе ни даже отпуск?

Cosmopolitan
Замедление Китая: судьба или выбор? Замедление Китая: судьба или выбор?

Как отреагирует Китай, когда мировая экономика войдет в рецессию в этом году

Эксперт
Гибкая диета Гибкая диета

Основной принцип флекситарианской диеты – никаких жестких органичений

Лиза
«Доктор» Гугл «Доктор» Гугл

С появлением интернета каждый получил лёгкий доступ к медицинской информации

Здоровье
Что наше отношение к другим говорит о нас? Что наше отношение к другим говорит о нас?

Если хотите узнать о ком-то больше, посмотрите, как человек относится к другим

Psychologies
Этюд шиномонтажно-бордельный Этюд шиномонтажно-бордельный

Отрывок из новой книги публициста Александра Цыпкина

СНОБ
Эмилия Кларк: «Зачем всё усложнять?» Эмилия Кларк: «Зачем всё усложнять?»

Эмилия Кларк о жизни после «Игры престолов» и советах мамы

Cosmopolitan
Энтеротипы: что это такое и как правильно питаться при каждом из них Энтеротипы: что это такое и как правильно питаться при каждом из них

Почему одни девушки не могут жить без сладкого, а другие выбирают стейки?

Cosmopolitan
Привет из прошлого: с какими бывшими друзьями не стоит общаться Привет из прошлого: с какими бывшими друзьями не стоит общаться

Порой лучше отказаться от помощи, чем возобновить общение с людьми из прошлого

Cosmopolitan
Первый в тундре Первый в тундре

Российский зонд попробует на вкус лунную вечную мерзлоту

N+1
Gett создаст первого «виртуального агрегатора» такси на базе «Ситимобил» Gett создаст первого «виртуального агрегатора» такси на базе «Ситимобил»

На рынке агрегаторов такси готовится сделка между двумя крупными игроками

Forbes
Пора отправиться на онлайн-свидание Пора отправиться на онлайн-свидание

Проверим, возможна ли любовь с первого скайпа

GQ
Иностранный агент Иностранный агент

Из чего сложился образ самого прославленного шпиона в кинематографе

Esquire
Как семья Аньелли управляет миром Как семья Аньелли управляет миром

История империи некоронованных королей Италии

GQ
О чём пишут научно-популярные журналы мира О чём пишут научно-популярные журналы мира

Интересные исследования и новости научного мира

Наука и жизнь
15 самых необычных флагов в истории 15 самых необычных флагов в истории

Шедевры средневекового (в-основном) креатива

Maxim
История в машинах: чем запомнился 1991 год История в машинах: чем запомнился 1991 год

1991 год — августовский путч, распад автопрома и легендарная «Волга»

РБК
Изучая матчасть Изучая матчасть

Как проходит учёба в элитных школах, где учатся будущие автомобильные дизайнеры

Robb Report
Почему вам нужно начать закаляться Почему вам нужно начать закаляться

Холодный душ и ледяные ванны сделают вас здоровее и счастливее

GQ
Лучше черной пятницы. Как за 100 евро купить оригиналы картин самых модных и дорогих художников Лучше черной пятницы. Как за 100 евро купить оригиналы картин самых модных и дорогих художников

Не обязательно платить тысячи, а то и сотни тысяч долларов за искусство

Forbes
А был ли Нальчик? А был ли Нальчик?

Кантемир Балагов сегодня все ближе к Голливудским холмам

GQ
Хорошая девочка Лида Хорошая девочка Лида

Директор детского хосписа Лида Мониава и ее добрые дела

Tatler
Открыть в приложении