Как Виктор Рыжаков планирует распоряжаться богатым наследием «Современника»

EsquireРепортаж

«Театр — место свободы»: новый худрук «Современника» Виктор Рыжаков — о наследии Галины Волчек, миссии театра и отношениях с властью

В декабре 2019 года после смерти Галины Волчек должность художественного руководителя “Современника” занял Виктор Рыжаков, последние восемь лет возглавлявший Центр им. Вс. Мейерхольда. Театральное сообщество восприняло назначение с воодушевлением: за Рыжковым закрепилась репутация режиссера, открытого к экспериментам, умеющего строить современный театр и работать с актерами. Esquire встретился с Рыжаковым и узнал, как он планирует распоряжаться богатым наследием “Современника”, как собирается его осовременить и какой видит миссию театра.

Кажется, ваше назначение — редкий случай, когда решение властей практически единогласно поддержало все театральное сообщество. Вы знали, что вам предложат этот пост, или это стало для вас неожиданностью?

К тому времени, когда состоялось назначение, я уже работал в Центре им. Мейерхольда и с «Июльансамблем», занимался развитием молодого театра — у меня был свой путь и не было иного желания, чем придумывать и воплощать разные театральные истории. Мое чувство ответственности всегда зашкаливает, и активностей у меня всегда достаточно: лаборатории, школы, Володинский фестиваль в Санкт-Петербурге (Рыжаков делает театральный фестиваль «Пять вечеров» имени Александра Володина с 2004 года. — Esquire), большое количество независимых театров по стране, которым мы пытаемся помочь, мастерская молодой режиссуры... Поэтому идти служить уже в какую-то сложившуюся институцию я не думал. Да и кем я приду? Руководителем-начальником? Так в театре, как мне кажется, вообще не должно быть начальников.

Вы помните свои эмоции, когда о назначении было объявлено официально?

Я был настолько уставшим и измотанным, что у меня все смешалось. Все же произошло в преддверии Нового года, а в это время тысячи обязанностей: экзамены, заседания кафедры, неотвеченные письма, непрочитанные пьесы, строительство новой площадки в ЦИМе, бесконечный поиск денег. И тут обрушилась неизбежная, трагическая информация о кончине Галины Борисовны Волчек, новые вводные, которые и принимал уже автоматически, почти не задумываясь, внутри не было места для чувств. Но вечером 30 декабря (когда Рыжакова назначили официально. — Esquire) все было сложно. Паническая атака, отчаяние. Вопросы: зачем это все, почему со мной, зачем согласился?

Никогда не думал, что мне выпадет честь встать во главе «Современника». Наверное, если бы это произошло лет 20 назад, мне было бы в это легче поверить, легче принять. Нахальства и безответственности было больше. Сейчас же есть сложившийся опыт, бремя разных обстоятельств, нынешние контексты и прочее. Пожалуй, спасало только одно: неожиданная для меня реакция театральных коллег, невероятная обратная связь от профессионального сообщества. Никогда в жизни мне не писали столько откровенных писем и посланий, красивых слов в превосходной степени, оценивающих мои, вероятнее всего, «мифические» заслуги. Даже неловко об этом вспоминать сейчас. Не со мной это было. И единственные два дня отдыха, 1 и 2 января, я провел, отвечая на СМС-сообщения и звонки от людей со «всего света».

Думаю, именно эта человеческая реакция, какая-то особенная энергия позволила мне все-таки допустить мысль, что, может быть, и правда это не так глупо и бессмысленно. Может, действительно мои фантазии, силы и опыт кому-то понадобятся и мы сможем сделать большое серьезное дело, рискнем вернуть слову «современник» его сакральное значение? Знаете, это сравнимо с мечтой, которая есть у каждого молодого человека. А потом он взрослеет, и мечта с годами изменяется до неузнаваемости, блекнет, размываются ее очертания. Вот для того, чтобы ее восстановить, и нужно вернуться к истокам. Думаю, при всей уникальности и серьезности биографии «Современника» сегодня нам всем нужно просто вернуться к истокам.

Вы лично знали Галину Борисовну Волчек?

Конечно.

Помните, при каких обстоятельствах вы познакомились?

Нас знакомили разные люди в разные годы, но, конечно же, для Галины Борисовны я был обычным человеком, одним из тысячи. В самом начале 2010-х годов мне благодаря помощнику Галины Борисовны, Евгении Кузнецовой, сделали предложение придумать спектакль специально для «Современника». Мы познакомились еще раз и начались встречи: в театре, дома, разговоры о профессии и жизни, переговоры. Но все шло туго, долго, и почему-то ничего у меня не получалось придумать. Были разные обстоятельства, которые не давали это сделать. И вот только в прошлом году мы наконец-то договорились «о важном и нужном», а в конце ноября в последнюю нашу встречу Волчек сказала: «Ну, давай! Начинайте». Не успели. Репетиции должны были начаться в марте, в декабре я должен был начать встречаться с артистами. Но не успели.

Вы планируете этот проект продолжать уже без Галины Борисовны?

Это замечательная история, очень волнующая. Думаю, мы к ней вернемся, но точно не в ближайшее время. Начинать с этой работы не очень верно, потому что мне надо осмыслить то качество, в котором я теперь сюда пришел. Когда мы с Михаилом Дурненковым только придумывали спектакль, мы были приглашенными художниками. Теперь все изменилось, и мера ответственности, кстати, тоже теперь совсем другая. Нужно вглядеться, всмотреться и просто побыть здесь молча. Идей много, они разные, но хочется не торопиться, пока много других забот, требующих внимания. И многое внутри себя еще необходимо перестроить, найти, что ли, новые мотивации и смыслы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Краткая история советского спортивного стиля, часть первая (1920–1960-е) Краткая история советского спортивного стиля, часть первая (1920–1960-е)

У СССР со спортом и физкультурой всегда были особые отношения

Esquire
Доплата за переработку Доплата за переработку

Как мусорная реформа чуть не выбросила на свалку истории мелкие компании

РБК
Дмитрий Ермузевич: Отличный кадр Дмитрий Ермузевич: Отличный кадр

Фотограф Дмитрий Ермузевич о магии, которая случается, когда «вылетает птичка»

Maxim
«Мы иногда называли друг друга клеем. Вместе мы были суперклеем»: история любви Улая и Марины Абрамович «Мы иногда называли друг друга клеем. Вместе мы были суперклеем»: история любви Улая и Марины Абрамович

История совместной жизни Улая и Марины Абрамович — личной и профессиональной

Esquire
Нейробиолог назвал привычку, объединяющую гениев. А у вас она есть? Нейробиолог назвал привычку, объединяющую гениев. А у вас она есть?

Настоящий прорыв мысли начинается в тишине и одиночестве

Maxim
Камера в пуговице: как водители обманывают на экзаменах ГИБДД Камера в пуговице: как водители обманывают на экзаменах ГИБДД

Лишенный прав водитель пришел на пересдачу теории в ГИБДД с камерами слежения

РБК
Пришли в сознание Пришли в сознание

Модный шопинг — последнее, что цивилизация отберет у героинь «Татлера»

Tatler
«Мой мир разрушился». Как девочка переживает утрату матери «Мой мир разрушился». Как девочка переживает утрату матери

Как справиться со смертью самого близкого человека

Forbes
Гибкая диета Гибкая диета

Основной принцип флекситарианской диеты – никаких жестких органичений

Лиза
Как правильно готовить блины: к Масленице и не только (рассказывают шефы московских ресторанов) Как правильно готовить блины: к Масленице и не только (рассказывают шефы московских ресторанов)

Каждый год в Масленичную неделю вся Россия начинает готовить и есть блины

Esquire
Компании сошли с ума: они производят контент, а не товары Компании сошли с ума: они производят контент, а не товары

Зачем компании превращаются в медиа и тратят на это ресурсы?

Forbes
Быть собой Быть собой

Как быть собой рассказывают Мари Краймбрери, Ёлка и Анна Плетнёва

OK!
Как правильно ухаживать за волосами в домашних условиях: лучшие лайфхаки Как правильно ухаживать за волосами в домашних условиях: лучшие лайфхаки

Волосы – неотъемлемая составляющая имиджа, но как поддерживать их красоту?

Cosmopolitan
Автомобили Aurus: что на самом деле происходит с брендом Автомобили Aurus: что на самом деле происходит с брендом

Серийного производства машин Aurus придется подождать

РБК
Дофаминовая диета: почему она спасёт от выгорания и придаст сил Дофаминовая диета: почему она спасёт от выгорания и придаст сил

Ты чувствуешь себя настолько уставшей, что не помогают ни кофе ни даже отпуск?

Cosmopolitan
Нейтронные звезды могут иметь странные «сердца» Нейтронные звезды могут иметь странные «сердца»

Результат эксперимента может объяснить, что происходит внутри нейтронных звезд

Популярная механика
Молодо, ярко: 7 эффективных digital-проектов 2019 года Молодо, ярко: 7 эффективных digital-проектов 2019 года

Яркие примеры успешных решений в digital-среде

Forbes
Как приучить себя к полезному и избавиться от вредного: 5 простых советов Как приучить себя к полезному и избавиться от вредного: 5 простых советов

Привычки — как полезные, так и вредные — формируются по определенной схеме

Psychologies
Почему веганы так раздражают некоторых из нас? Почему веганы так раздражают некоторых из нас?

В чем причина ненависти и страха к веганам, сыроедам, лактовегетарианцам

Psychologies
Настоящая Мулан: не обрезала волосы и 12 лет притворялась мужчиной Настоящая Мулан: не обрезала волосы и 12 лет притворялась мужчиной

В самой ранней версии легенды Хуа Мулань воевала 12 лет

Cosmopolitan
Как не сойти с ума из-за паники во время эпидемии: рассказывает психолог Как не сойти с ума из-за паники во время эпидемии: рассказывает психолог

Кого слушать? Кому верить? Как сохранить спокойствие?

Cosmopolitan
Главный инфлюенсер мира: как ВОЗ за три дня обошла самого популярного «тиктокера» Главный инфлюенсер мира: как ВОЗ за три дня обошла самого популярного «тиктокера»

Звезды и спортсмены делятся видео, на которых моют руки в течение 20 секунд

Forbes
А не заглянуть ли нам в солярий? А не заглянуть ли нам в солярий?

Существует мнение, что подготовиться к летним солнечным дням лучше заранее

Здоровье
Бурлеск Самбурской Бурлеск Самбурской

Актриса, певица, дива, Самбурская, Настасья – все это о ней

Maxim
15 самых необычных флагов в истории 15 самых необычных флагов в истории

Шедевры средневекового (в-основном) креатива

Maxim
Пираты Каспийского моря: непридуманная история российских пиратов Пираты Каспийского моря: непридуманная история российских пиратов

Пираты — это не нечто южное, одноногое и с попугаем на плече

Maxim
Пить или не пить? 20 фактов о воде Пить или не пить? 20 фактов о воде

Отвечаем на самые важные вопросы о воде вместе с экспертом

Добрые советы
Протототалитаризм: история первого тоталитарного государства Протототалитаризм: история первого тоталитарного государства

Отправим тебя в Древний Египет, чтобы ты уже сам сориентировался на местности

Maxim
Чтение выходного дня: роман Бенджамина Вуда «Станция на пути туда, где лучше» как разговор о травме. Публикуем его фрагмент Чтение выходного дня: роман Бенджамина Вуда «Станция на пути туда, где лучше» как разговор о травме. Публикуем его фрагмент

Отрывок из тревожного романа Вуда — знакомство с Дэниэлом и его родителями

Esquire
«Любовная» телепатия: могут ли влюбленные читать мысли друг друга «Любовная» телепатия: могут ли влюбленные читать мысли друг друга

Только откровенный разговор поможет по-настоящему понять друг друга

Psychologies
Открыть в приложении