Проучим этих «наглых янки». Сможет ли Россия выиграть в мировой нефтяной войне
Сделка ОПЕК+, действовавшая с 2016 года, в которой участвовала Россия, развалилась 6 марта после того, как Москва отказалась идти на дальнейшее сокращение добычи. На следующий день Саудовская Аравия фактически начала «ценовую войну». Нефтяные котировки рухнули сразу на 30%, это стало самым большим падением со времени завершения Войны в заливе в 1991 году. Кто виноват и будет ли в этой войне победитель?
Отказ России от нового сокращения добычи стал, судя по всему, для многих неожиданностью, и это вызвало обвал на рынках в понедельник, 9 марта. Главным «идеологом» решения, судя по всему, стал глава «Роснефти» Игорь Сечин. Он изначально считал, что сделка с ОПЕК невыгодна России и лишь играет на руку США и их производителям сланцевой нефти. Логика в том, что добыча сланцевой нефти выгодна, пока нефть относительно дорогая. При долговременном снижении цены сланцевики не только уйдут с рынка, но многие из них еще и обанкротятся, а долгосрочные инвестиции в отрасль сократятся, что, в свою очередь, закрепит на рынке позиции традиционных производителей, например, той же «Роснефти». Вряд ли такое решение могло быть принято без учета мнения Владимира Путина. И, судя по всему, он поддержал идею на совещании с российскими нефтяниками в терминале аэропорта Внуково-2 1 марта. Косвенно версию о «руке “Роснефти”» подтвердил ее пресс-секретарь Михаил Леонтьев. Он заявил, что сделка ОПЕК+ «с точки зрения интересов России просто лишена смысла», поскольку все объемы нефти, которые выбывали при неоднократном продлении сделки ОПЕК+, оперативно и полностью замещались на мировом рынке американской сланцевой нефтью.
Тут, конечно, большим философско-политическим вопросом является вопрос о том, была ли месть ненавистным янки подана достаточно холодной. И можно ли было обойтись без одномоментного обрушения всех рынков, включая свой собственный, а также курса рубля. То есть был ли выбор времени нанесения удара адекватным ответом на все гадости, которые чинила нам Америка, включая вставление палок в колеса проекту «Северный поток — 2». Впрочем, на войне как на войне. Победителей судить не будут. Осталось выяснить, кто вынырнет из этого кровавого кошмара весь в белом, да еще и на коне.
В ответ на демарш Москвы саудиты объявили об огромных скидках на нефть для своих покупателей, цены упали почти до 30 долларов за баррель. Это не беспрецедентно. Примерно такого же низкого уровня они достигали в 2016 году, а ранее в 2014-м. Эр-Рияд заявил, что уже с апреля (когда соглашение ОПЕК+ формально перестает действовать) Саудовская Аравия увеличит производство до 10 миллионов баррелей в день, а при необходимости достигнет и максимально возможного уровня в 12 млн баррелей в день, обойдя Россию и почти догнав Америку.
Однако при этом есть сильное подозрение, что навязываемое ранее России дополнительное сокращение добычи нефти в общем объеме (включая других членов соглашения) еще на 1,5 млн барр./сутки, но отвергнутое Москвой, все равно было бы легко «проглочено» рынком на фоне переизбытка предложения нефти, пока Китай еще толком не оправился от последствий борьбы с эпидемией коронавируса.
Но со стороны пока это выглядит как то, что именно Москва, решив «насолить Америке», спровоцировала обвал, который ударил шоком и по российскому рублю, и по российскому рынку в целом.
По сути же, не все так просто.
Во-первых, учитывая нарастающую панику на мировых рынках на фоне эпидемии, вызванной коронавирусом, вполне могло случиться, что нефть могла оказаться на уровне цен в 30 долларов и даже ниже за баррель через несколько недель и без «саботажа» России и ответного хода саудитов. Во-вторых, как любое картельное соглашение, где всякий участник норовит «прокатиться» за счет партнера, сделка 2016 года работала не вполне исправно. Например, Россия была одним из самых недисциплинированных участников соглашения. Ее добыча выросла в январе до 11,28 млн баррелей в сутки (что все равно было ниже американского уровня), в декабре прошлого года она тоже росла. В-третьих и в-главных, американские производители (но не только они, а и другие не участвовавшие в сделке, например, бразильцы и канадцы) действительно наращивали свою долю рынка за счет стран-участниц соглашения ОПЕК+. США по объемам добычи именно за время действия соглашения опередили не только саудитов, но и Россию, выйдя на очередной рекорд в январе на уровне более 12 млн баррелей в сутки.