«Главный риск в толковании снов узнать правду о себе»
Объяснение ночных грез – занятие, известное человечеству с древности. Но современные способы позволяют сделать толкование более точным и более индивидуальным. Наш журналист побывал на тренинге и поговорил с автором новой методики, по которой можно расшифровывать сны самостоятельно
На тренинг я попал впервые в жизни. Может быть, поэтому мне многое казалось удивительным. Например, рассказать свой сон незнакомцу – это требовало куда большей открытости, чем я привык, а началось с того, что в парах мы вспоминали сны, которые видели в разное время. И порой давние сны были ярче тех, что снились буквально вчера. Потом каждый выбрал одно сновидение, чтобы проанализировать подробно. Ведущий, Антон Воробьев, объяснил, как это делать: среди персонажей сна мы выделяли основных, рисовали их (новый для меня опыт!), задавали вопросы по списку и отвечали, оказавшись на месте того или иного героя. И снова я удивился: все мое прежнее понимание сна поплыло. Те, кто казался неважным, вышли на главные роли, а реплики их то и дело звучали неожиданно, хотя вроде бы сочинял их я сам. Пожалуй, это больше похоже на «слышать», чем на «придумывать»... За четыре часа мы получили схему самостоятельной работы со снами. Осталось только несколько вопросов.
Psychologies: В чем разница между популярными сонниками и профессиональным толкованием?
Антон Воробьев: Сонники дают общее значение символов без учета вашего личного опыта. То есть если вам снится котенок, то это к неприятностям вне зависимости от того, с чем вы котят ассоциируете. Иногда эта интерпретация имеет смысл, но чаще оказывается сомнительной. В современной психологии толкование символов на основе культурно-исторического значения рассматривается лишь как дополнительный метод. Сам Юнг говорил, что с каждым пациентом нужно работать индивидуально. Важно, что символ значит для вас, с какими переживаниями он связан.
Чем ваша методика работы со снами отличается от других?
А.В.: Обычно сновидения рассматривают как нечто целое и неделимое и основное внимание направляют на сюжет. Моя методика предлагает выделить основных действующих лиц: сновидца, фон, тех персонажей, которые кажутся вам значимыми, – и пообщаться с ними. Если за вами гонится монстр, шкаф или неведомое «оно», спросите, почему они это делают. Если вас окружают дома или лес, спросите их: «Почему именно вы оказались здесь?» И главное – спросите, что они желают вам сказать. Обратите внимание на то, что фон и его детали – тоже действующие лица и, возможно, обладают полезной для сновидца информацией. Еще одно отличие – эта методика создавалась для самостоятельной работы.