Из чего же сделаны наши девчонки?
В этом месяце на «Кинотавре» покажут экранизацию романа Карины Добротворской «Кто-нибудь видел мою девчонку?». О книге как образце новой искренности две тысячи десятых и о фильме нашего времени сильных женщин рассказывает Сергей Николаевич.
Это история про сильных женщин. Одна написала книгу, другая ее прочла и решила, что надо непременно снимать по ней кино. Потом подключилась третья, которая знала, как это сделать. Режиссером тоже стала женщина. Не говоря уже про двух исполнительниц главной роли. Обе абсолютные красавицы.
Но вначале немного фактов и хронологии. Сергей Добротворский, известный кинокритик, киновед и сценарист, умер в возрасте тридцати семи лет в августе 1997 года. Похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.
Спустя семнадцать лет, в 2014-м, вышла книга «Кто-нибудь видел мою девчонку? 100 писем к Сереже». Ее автор — бывшая жена Сергея Карина Добротворская, в прошлом театральный критик, а к тому времени — президент по редакционному развитию Condé Nast International, одна из ключевых фигур в международной индустрии глянца, жила в Париже.
На октябрь 2020 года намечается релиз одноименного фильма, снятого по мотивам книги. Главные роли сыграли Аня Чиповская, Виктория Исакова и Александр Горчилин.
Есть книги, которые не могут быть не написаны. Они могут убить, а могут и спасти, если дать им обрести свой голос, если не бояться собственного прошлого и того, что предстоит увидеть, оглянувшись назад. Именно такую книгу написала Карина Добротворская. Хорошо помню, когда впервые прочитал ее. Поздно вечером я возвращался с телевизионных съемок, когда в айфоне звякнуло сообщение: «Посмотри, если есть время. Это может быть бред. Но мне важно, что ты думаешь». Это была Карина.
Вначале по редакторской привычке я собирался просто пробежать глазами. Письма? Одно, второе, третье… От улицы Лизы Чайкиной, где располагалась студия, до моего дома двадцать минут пути без пробок. Но тут показалось, что мы проскочили весь путь за один миг. И вот я сижу в машине, припаркованной около моего подъезда, и не могу оторваться от текста в айпаде. И только когда я поднял глаза, по напряженно-багровой шее водителя я понял, что мое чтение затянулось и непонятно, почему я не иду домой. А я был там, в Петербурге Карины и Сережи Добротворских, на их улице Правды, в моем любимом городе и времени — в начале девяностых. Это была проза чувственная, смелая, горькая, с бесстрашными подробностями и шокирующими откровениями. Но в ней была сама жизнь.
Не буду пересказывать всей последовавшей издательской эпопеи. Битва за «Девчонку» была недолгой и победоносной. Легендарная редактор Елена Шубина, которой я отослал рукопись на следующий день, оценила не только художественные достоинства будущей книги, но и ее коммерческий потенциал: первый тираж смели мгновенно. Последовал второй, третий. Читательская реакция была такой бурной и страстной, будто речь шла не о любовной истории петербургского киноведа и театрального критика девяностых годов прошлого века, а о горячем романе двух суперзвезд мирового экрана.
Среди читательниц (они, разумеется, преобладали) оказалась и продюсер из Киева Нателла Крапивина.
«Девчонку», по ее словам, она прочитала залпом за один вечер, а под конец даже заплакала. Такого с ней давно не случалось. Нателла сразу поняла, что из этого может получиться кино. Женщина решительная, она написала об этом Карине, предложив себя в качестве продюсера будущего фильма. Ни ответа ни привета не последовало. Нателла не слишком расстроилась: нет так нет. Ей хватало с избытком и собственных телевизионных проектов.
Прошло полгода, как вдруг автор «Девчонки» отозвалась: извините, ваше письмо угодило в спам, только сейчас увидела его, буду рада обсудить ваше предложение, если, конечно, оно еще в силе. Причем ответ пришел в день рождения Нателлы 7 апреля. Она классический Овен. Не терпит промедлений, отговорок и долгих хождений вокруг да около. Сразу быка за рога: сколько будут стоить права на экранизацию? Ваши условия?
Мы общаемся сейчас с Нателлой по вотсапу. Я не вижу ее лица, она не видит меня. Портрет моей собеседницы могу вообразить только на слух. У Нателлы голос прирожденной командирши. «Я купила, я решила, я позвала…» При этом она простодушно призналась мне, что в кино тогда мало что понимала. Как выстраивать сценарий, из чего складывается бюджет будущего фильма? Телевидение, которым она всю жизнь занимается, и кинематограф — совсем разные полюса. Тут одной интуиции и яростного напора, присущего Овнам, мало.
Через какое-то время на горизонте появилась опытная, мудрая, немногословная Сабина Еремеева, продюсер многих успешных авторских фильмов. Жгучая брюнетка с улыбкой Моны Лизы и вкрадчивым, терпеливым голосом психотерапевта. Она-то знала, как довести историю до конца.