«Я верю, что мое от меня не уйдет»
Этой осенью в прокат выйдет фильм Алексея Учителя «Цой», одну из ролей в котором сыграла Марьяна Спивак. «Эта история очень отзывается в моем сердце», — признается она. О востребованности в профессии, материнстве и знаках судьбы Марьяна рассказала в интервью ОK!
Марьяна, изначально у нас была идея снять вас вместе с сыном Гришей. Почему не сложилось?
Гриша сейчас в деревне под Псковом. Я и сама приехала в Москву всего на один день, специально на фотосессию — у меня сейчас съемки в Петербурге, и я постоянно езжу между Питером и Псковом.
Что интересно, съемок в вашей жизни стало больше как раз после рождения ребенка.
Раньше на первом месте у меня был театр и ничего, кроме театра. Работы было очень много, по 20–25 спектаклей в месяц, и, в принципе, ни на что другое не было ни времени, ни сил. Не то чтобы я вовсе не думала о семье и детях — наверное, это случилось тогда, когда я была по-настоящему готова. Потом я ушла в декрет, в тот же год «Сатирикон», в котором я служу, закрылся на ремонт, многие спектакли ушли из репертуара, у меня появились составы. Театра в моей жизни стало меньше. И тогда как раз подвернулись съемки — Гузель Киреева пригласила меня в сериал «Напарницы». На четыре месяца я уехала в Ярославль, где прошла довольно сложный путь с грудным ребенком на руках и главной ролью на 16 серий — за ночь нужно было учить по несколько страниц текста. Это была такая школа выживания, которая дала мне волшебный пендель к развитию в кино. После этого был Звягинцев, а уже после него начались другие интересные предложения. Всё совпало, мне просто повезло.
«Нелюбовь» Андрея Звягинцева была для вас первой полнометражной картиной — сразу такая высокая планка.
В этом нет никакой моей заслуги, это просто удача, счастливая звезда. И случилось это, опять же, благодаря театру. Кастинг-директор Эля Терняева увидела меня в спектакле «Чайка» и позвала на пробы. Если бы она не увидела этот спектакль, не было бы никакого Звягинцева. В актерской карьере очень многое зависит от каких-то случайностей, стечения обстоятельств. Представляете, сколько артистов выпускается каждый год по всей стране? И где они все? Просто не всем везет. Я стараюсь очень спокойно относиться к востребованности, поскольку сама из актерской семьи и прекрасно знаю, каково это, когда сегодня ты на всех экранах страны, а потом — раз, выпадаешь из обоймы, а вскочить обратно уже очень сложно. Но при этом меня саму в какой-то момент начинают раздражать одни и те же лица из фильма в фильм, я понимаю, что нужно вовремя тормозить и очень выборочно относиться к материалу. Я верю, что мое от меня не уйдет и, пока есть возможность выбирать, нужно соглашаться только на то, что тебе потом будет самому не стыдно смотреть. Я не хочу, например, сниматься в 500-серийном мелодраматическом сериале просто для того, чтобы сниматься, мне это не близко.
И все-таки, случалось переступать через собственные принципы?
Были случаи, когда уже в процессе съемок я думала: зачем я это делаю, для чего? Может, не надо было соглашаться... Но никогда ничего настолько криминального, чтобы прям поступиться своими принципами. Еще бывает, когда на стадии написания сценария тебе история очень нравится, а потом, когда ты уже входишь в читку, оказывается, что сценарий весь поменяли: тут переделали, здесь линию сократили, там выкинули персонажа. И в итоге получается совсем не то, на что ты подписывался, а изменить уже ничего нельзя.
Готовясь к нашей беседе, я заметила одно поразительное совпадение: на Каннском кинофестивале «Нелюбовь» удостоилась «Приза жюри», как и фильм «Баллада о солдате». Получается, что и вы, и ваша бабушка — Жанна Прохоренко ездили на фестиваль получать одну и ту же награду с разницей в 57 лет…