Страсти и грехи. Что скрывает роман Набокова «Лолита»
22 апреля 1899 года родился Владимир Набоков. Самый известный роман писателя — «Лолита». О том, что скрыто в финале книги, как массовая культура растлила Лолиту и чем Набоков похож на Ларса фон Триера и Достоевского, — в материале «Сноба»
Книга, спрятанная в книге
Набоков написал «Лолиту» в начале 1950-х — к тому времени он был немолод, однако мировой славы еще не достиг. Роман мгновенно сделал автора одним из самых читаемых писателей того времени. Но Набоков отнесся к этому скептически. Публика просто не поняла его тонкого и глубокого замысла: «Лолита» волновала умы современников лишь потому, что в романе так или иначе упоминался секс.
Писатель отзывался о своей книге так: «Я бы сказал, что из всех моих вещей "Лолита" дольше других продолжает приятно согревать меня своим теплом, — может быть, оттого, что это самая целомудренная, самая умозрительная и наиболее искусная по своему замыслу из всех моих книг…» Повествование в романе ведется от лица главного героя Гумберта — растлителя, преподавателя литературы, очень непростого человека. Он рассказывает историю одержимости юной Лолитой, при этом оправдывая свою перверсию, и якобы раскаивается перед читателями ради «спасения души».
Поверить Гумберту и безусловно перенять его точку зрения на происходящее может только очень невнимательный читатель. Набоков издевается над такими и на каждом шагу расставляет для них ловушки, отсеивает тех, кто не умеет воспринимать настоящую литературу. Чтобы оценить «Лолиту» по достоинству, читателю необходимо дистанцироваться от точки зрения Гумберта, от его высокопарной манеры изложения и витиеватой поэтичности, за которой герой скрывает свое моральное уродство и вину за гибель главной героини.
Гумберт всеми силами старается понравиться читателям, он показывает себя страдальцем, защитником подлинной красоты в мире пошляков. Он хочет показать, что его любовь может быть только чистой — такой же, как любовь ребенка, а страсти — только высокими, как страсти романтического поэта. Свою исповедь Гумберт излагает в форме упоительной элегии, пестрящей бесконечными отсылками к мировой культуре. Он отождествляет себя то с Данте, то с Петраркой, то с Эдгаром По, которые тоже были влюблены в «нимфеток». Но за всей этой головокружительной литературностью нет никакой искренности и подлинного раскаяния. Гумберт скорее просто упивается собой и противопоставляет себя современному аморфному обществу, не способному на сильные и страшные чувства. Поверив такому ненадежному рассказчику, читатель неосознанно занимает сторону чистого зла.
Безусловно, Гумберт — литературно одаренный человек и изощренный интеллектуал, с которым европейскому интеллигенту «старой закалки» было бы лестно себя ассоциировать. Но Гумбертом нельзя очаровываться, ведь он в первую очередь преступник. Он лжет, когда перекладывает с себя ответственность за совращение Лолиты, зато довольно часто случайно проговаривается о ее подлинных эмоциональных и физиологических реакциях на его действия. Эти реакции доказывают лживую и хищную сущность Гумберта. Он лжет не столько для того, чтобы добиться понимания и расположения читателей, сколько для самого себя: Гумберту не хочется быть заурядным педофилом, это слишком банально и низменно для такой возвышенной натуры, как он.