Секс, Кафка и атомная бомба. О чем может рассказать аниме
11 апреля отмечается Всемирный день анимешника. О глубоких и непростых японских анимационных фильмах — в тематическом материале «Сноба»
Секс и рабство на Ближнем Востоке: «Тысяча и одна ночь», 1969 год
Аниме появилось более ста лет назад — это случилось в 1917 году, когда Хэкотэн Симокава представил немую черно-белую анимационную короткометражку «Провал великого плана». В этой комичной пятиминутной истории режиссер рассказал про мужчину, который внезапно понял, что всю жизнь мечтал быть самураем. Однако у него не получилось воплотить свою фантазию в реальность. Незадачливому воину не удалось совершить ни одного подвига, потому что не заточил свой меч. Увы, и этот анимационный фильм, и три десятка других, созданных после него, в 1923 году уничтожило землетрясение.
В 1930–1940-е технические достижения уже позволяли создавать интересную мультипликацию, но в это время все фильмы в Японии создавались исключительно для государственной пропаганды. Режиссеры не могли в полной мере самовыражаться через новый художественный язык и развивать эстетику аниме. Это стало возможным только к 1950-м.
Новые анимационные фильмы быстро заполнили японский эфир. Однако массовый зритель воспринял их не очень серьезно. Большинству казалось, что аниме — это просто мультики для детей, что этот вид искусства невозможно углубить.
В конце 1960-х режиссер Эйити Ямамото решил внести свой вклад в развитие анимации. Он захотел доказать не только японцам, но и зрителям по всему миру, что аниме может быть сложным и интересным для взрослых. В 1969 году он выпустил экспериментальный анимационный фильм «Тысяча и одна ночь», который произвел фурор в Японии, но остался практически незамеченным в других странах.
Это довольно странно, ведь «Тысяча и одна ночь» — один из первых анимационных фильмов, в котором показан секс. Главный герой истории, багдадский торговец водой Алладин прогуливался по рынку, где встретил Мириам — рабыню, которую пытались продать. Она настолько приглянулась Алладину, что он решил ее выкрасть, после чего молодые люди спрятались от погони в роскошном пустом особняке. Там они провели ночь.
В фильме это не единственная такая сцена. По сюжету с Алладином происходят удивительные вещи: он попадает в логово к разбойникам, бросает вызов людоеду-великану, становится королем и попадает на остров сирен. С ними любвеобильный герой тоже занимается сексом — получается что-то вроде оргии.
«Тысяча и одна ночь» — это экспериментальный, немного запутанный, но для своего времени очень колоритный и интересный в визуальном плане фильм. После его выхода стало очевидно: аниме — это не детские мультики, а полноценный вид искусства, которое способно говорить на разные, даже провокационные темы. И эротический контекст — не единственное, что может вызвать сильные эмоции у зрителя во время просмотра. В фильме представлен целый набор других триггеров.
Например, очень ярко в этом аниме проявляется откровенный сексизм. По словам кинокритика Итана Халкера, все героини фильма — «беспомощные куклы, ожесточенные жертвы или буквально змеи и людоедки», чьи мотивации и характеры объясняются исключительно через взаимоотношения с мужчинами. Авторы «Тысячи и одной ночи» не считали такой эффект самоценным: они просто демонстрировали возможности нового искусства, показывали, как оно может влиять на взрослую аудиторию.