Ключевой замысел проекта «W. E. — World’s End» — идеологическое единство мира

СНОБКультура

Художник Брис Эссо: Я — творческая машина

Беседовала Катерина Алабина

Брис Эссо. Фото: пресс-служба галереи «Триумф»

Современный художник из Кот-д’Ивуара Брис Эссо приехал в Москву, чтобы открыть свою первую ретроспективу в галерее «Триумф» на Ильинке. В экспозицию проекта «W. E. — World’s End» вошли живопись и скульптура, созданные Эссо за последние 6 лет. «Сноб» поговорил с художником о том, почему он выбрал для себя скульптуру как основное направление работы, как объясняет идею единства и взаимосвязи человека через свое творчество, с какими материалами экспериментирует и почему считает себя слугой искусства, а не творцом.

В вашем искусстве прослеживается влияние традиций итальянского ренессанса. Я имею в виду материал — зачастую это мрамор. Но вы используете не только его. Обращаясь к африканским традициям, вы много работаете с глиной и другими «сырыми» материалами. Почему такой выбор?

Действительно, мое творчество очень, так скажем, материалоориентированное. Я всегда выбираю те варианты, которые кажутся мне наиболее адекватными идее. И это два взаимосвязанных понятия, они идут рука об руку. Либо материал, который я использую, диктует мне идею, либо, наоборот, материал определяется тем, что я хочу выразить и показать публике. Этот подход привел меня сразу в несколько направлений искусства.

А с какими еще материалами вы успели поработать? Есть ли любимые?

Ну, любимого у меня точно нет. Я работаю и с глиной, и с бронзой, а также со стеклом, деревом, серебром, золотом. Я не рассматриваю материал как инструмент. Для меня это часть одного целого, и, как я уже говорил, следствие идеи, за которой я иду. А в своем творчестве я их не ограничиваю. 

Не знаю, что могло бы быть следующим. Пожалуй, меня интересует арома-тема. Я думаю о скульптуре как об аромате, и мне интересно использовать в своем творчестве ароматическую составляющую, добавить запах. А еще я хочу поглубже изучить стекло — это материал одновременно и прочный, и хрупкий. Думаю, работа с ним может принести интересный результат.

Фото: пресс-служба галереи «Триумф»

Сколько примерно работ в год у вас получается создать? 

Ох, это сложный вопрос. Некоторые работы я создаю в своей студии в Абиджане (город в Кот-д’Ивуаре, экономический и культурный центр страны. — Прим. ред.), некоторые — в Италии. Более того, я сотрудничаю с ремесленниками, чтобы создавать прототипы изделий, начиная с одежды и заканчивая ювелирными изделиями и мебелью. Я много экспериментирую, поэтому не знаю, сколько в принципе произведений можно было бы создать за один год. Но в прошлом году получилось около 20–30 скульптур, в том числе бронзовых и мраморных. А живопись и рисунки я даже сосчитать не могу, потому что, как пришло вдохновение, так я и занялся делом. 

Фото: пресс-служба галереи «Триумф»

Что назовете самым сложным в творческом пути?

Я бы сказал, что я — творческая машина. Я никогда не останавливаюсь и стараюсь быть максимально вовлеченным в процесс. Пожалуй, сложнее всего в нем — поиск идеи, потому что она, по сути, мне даже не принадлежит. Это танец между художником и самой жизнью. Игра-обманка, которая заставляет художника думать, будто он сам все придумал. Его идея. В конце концов, нужно быть порабощенным идеей, чтобы ее осуществить. 

Представленное на выставке в «Триумфе» — это ваши свежие работы или есть что-то ретроспективное? 

Да, я бы назвал выставку в «Триумфе» ретроспективой. Это собрание работ последних 5–6 лет, в том числе картины, которые я написал в прошлом году. А вот скульптура — это мраморная серия «Мигрантов», вторая часть цикла. Я сделал их в 2017 году, и это долгоиграющая история, посвященная идее тайны жизни. 

Мне кажется, выставка получилась довольно интересной как раз потому, что она многообразна: разные идеи, разные стили и подходы, которые не обязательно следуют одной и той же теме, но создают любопытную инсталляцию, позволяющую зрителю цельно познакомиться с моим творчеством.

В интервью для OkayAfrica вы говорите, что стали скульптором для того, чтобы доказать саму возможность им быть, «чтобы показать, что африканцы способны вырезать искусство из камня». Но сейчас в вашем портфолио есть и живописные работы, например серия «Улыбка». Ваш интерес к скульптуре все еще в приоритете или вы пробуете себя в других направлениях?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Жан-Мишель Баския: гений улиц и арт-рынка Жан-Мишель Баския: гений улиц и арт-рынка

Как мальчик из Бруклина стал художником, чьи картины стоят миллионы долларов?

СНОБ
Импортозамещение труда Импортозамещение труда

Привлечение трудовых ресурсов должно регулироваться исходя из приоритета

Монокль
«Путеводитель по Средневековью: Мир глазами ученых, шпионов, купцов и паломников» «Путеводитель по Средневековью: Мир глазами ученых, шпионов, купцов и паломников»

Каково было совершать паломничество на борту галеи

N+1
Что такое родинки? Какие из них опасны и могут превращаться в рак кожи? Что такое родинки? Какие из них опасны и могут превращаться в рак кожи?

Родинки: особенности их развития и профилактика злокачественных процессов

Psychologies
История мира в шести стаканах История мира в шести стаканах

Как ваши любимые напитки изменили мир

kiozk originals
Диба Заргарпур: «Отражения нашего дома». Отрывок из дебютного романа Диба Заргарпур: «Отражения нашего дома». Отрывок из дебютного романа

Книга стала дебютом для Дибы Заргарпур о ее афгано-узбекском наследии

СНОБ
Основатель IT-компании: «Мы сами создаем смыслы» Основатель IT-компании: «Мы сами создаем смыслы»

В каком состоянии находится IT-отрасль сейчас и что поможет ей стать сильнее?

ФедералПресс
Доллар за 94 рубля: почему российская валюта ослабела до осенних минимумов Доллар за 94 рубля: почему российская валюта ослабела до осенних минимумов

Что происходит с рублем и чего от него ожидать до конца года?

Forbes
Когда ужасные птицы правили Антарктидой Когда ужасные птицы правили Антарктидой

Какой была Антарктида, когда по её поверхности бродили древние птицы

Наука и техника
«Все большие сделки случаются после личной встречи» «Все большие сделки случаются после личной встречи»

Что удерживает деловую ивент-индустрию от крайностей

ФедералПресс
У черных ревунов обнаружили эффект дорогого врага У черных ревунов обнаружили эффект дорогого врага

Обезьяны реагировали на голоса соседей менее агрессивно, чем на голоса чужаков

N+1
Семья и школа Семья и школа

Демисезонное авто с актуальными принтами

Автопилот
Антидворянец: Императорский яхт-клуб Антидворянец: Императорский яхт-клуб

Самые свежие сплетни столетней давности. В этот раз – об Императорском яхт-клубе

Правила жизни
Разводиться или нет? 5 вопросов, чтобы принять решение Разводиться или нет? 5 вопросов, чтобы принять решение

Стоит ли решаться на развод? Чтобы все взвесить, ответьте себе на эти вопросы

Psychologies
За кадром: как женщины стараются развивать российскую киноиндустрию в новых условиях За кадром: как женщины стараются развивать российскую киноиндустрию в новых условиях

Как дистрибьюторы в киноиндустрии поддерживаются выстраиваемые процессы

Forbes
10 привычек, которые точно разрушат вашу эмоциональную связь с партнером 10 привычек, которые точно разрушат вашу эмоциональную связь с партнером

Какие именно привычки представляют серьезную угрозу для отношений

Psychologies
«Имя мне Легион» «Имя мне Легион»

Современные ученые вторгаются в вотчину Бога — клонирование человека

Зеркало Мира
В Карелии есть В Карелии есть

Зимой «русская Финляндия» без толп туристов откроется с новой стороны

Отдых в России
Трубка дымит: почему телефонного спама не становится меньше Трубка дымит: почему телефонного спама не становится меньше

Почему штрафы не смогут уменьшить количество телефонного спама?

Forbes
Красные и белые Красные и белые

Донесения белогвардейцев и немцев о беседах с бойцами и командирами РККА

Дилетант
Чем полезен щавель и кому лучше от него отказаться Чем полезен щавель и кому лучше от него отказаться

Щавель насыщен витаминами и органическими кислотами, а потому очень полезен

РБК
Реальная история героини картины Густава Климта «Поцелуй» Реальная история героини картины Густава Климта «Поцелуй»

Глава из книги «Картинные девушки. Музы и художники: от Рафаэля до Пикассо»

Psychologies
«Паутина страха» и «Судная ночь в Аркадии»: чем пугают дарвинистский арахнохоррор и тихий постапокалипсис с Николасом Кейджем? «Паутина страха» и «Судная ночь в Аркадии»: чем пугают дарвинистский арахнохоррор и тихий постапокалипсис с Николасом Кейджем?

Фильмы ужасов, которые одинаково сильно любят темноту и жутких существ

Правила жизни
Секс, Кафка и атомная бомба. О чем может рассказать аниме Секс, Кафка и атомная бомба. О чем может рассказать аниме

Четыре фильма, которые изменят ваши представления об аниме

СНОБ
Пылающие горы Пылающие горы

Башкиры всегда относились к Янгантау с большим пиететом. А как иначе?

Лиза
Как фильтровать и адаптировать под себя чужие советы о здоровье и успехе Как фильтровать и адаптировать под себя чужие советы о здоровье и успехе

Как среди огромного потока «экспертных» советов найти полезные именно для себя?

РБК
Как перестать быть прислугой в собственном доме: 5 шагов Как перестать быть прислугой в собственном доме: 5 шагов

Почему мы выходим замуж, будучи принцессами, а становимся прислугой?

Psychologies
Земля разогревается, как духовка: волны тепла становятся все продолжительнее и жарче Земля разогревается, как духовка: волны тепла становятся все продолжительнее и жарче

Волны тепла становятся все жарче и охватывают большие территории

ТехИнсайдер
Страсти и грехи. Что скрывает роман Набокова «Лолита» Страсти и грехи. Что скрывает роман Набокова «Лолита»

Чем Набоков похож на Ларса фон Триера и Достоевского?

СНОБ
Детки в клетке Детки в клетке

Можно ли исправить генетические ошибки?

Grazia
Открыть в приложении