История автомобиля «Чайка»: как выглядит машина, характеристики
В отличие от «черных воронков» сталинского периода, которых сколь желали, столь же и боялись, «Чайка» стала символом куда более светлым. Но таким же недостижимым для простого смертного
История автомобиля «Чайка»
Решение о создании «Чайки» назрело в середине пятидесятых годов, когда стало понятно, что представительский ЗИМ, стартовавший в производстве сразу после войны, безнадежно устарел. Тяжелый высокий автомобиль на фоне своих стремительных и элегантных американских одноклассников смотрелся уже откровенным анахронизмом. Меж тем, поначалу конструкторы планировали лишь модернизировать старую платформу – так появился автомобиль ЗИМ-12В. Но, несмотря на модную двухцветную окраску и фейслифтинг, лимузин не убавил в весе и не стал современнее – возможности для модернизации были исчерпаны. Тогда к созданию нового образа подключился знаменитый художник Лев Еремеев (автор стайлинга ГАЗ-21), который оказался так же и «крестным отцом» ЗИЛа-111, что и объясняет схожесть двух моделей. Однако после многочисленных опытов коллектив окончательно приходит к выводу, что сделать ЗИМ современнее уже не удастся, и с середины пятидесятых годов на заводе начинаются работы по темам «Чайка» и «Стрела». И нельзя сказать, что образ будущего автомобиля складывался легко и быстро.
В 1956 году НАМИ закупает для всестороннего исследования несколько образцов американских автомобилей «Паккард» и «Империал». В их числе Packard Caribbean и Packard Patrician, оба 1956 модельного года. Существует легенда о проведении в НАМИ закрытой выставки только для членов коммунистической партии (беспартийный советский житель мог «не выдержать» культурного шока от столкновения с заокеанским авто), после которой часть автомобилей была передана на ГАЗ, а часть – на ЗИЛ для детального изучения. Так или иначе, «Паккарды» попадают на Горьковский завод. А в 1957 году опытная партия из 9 «Чаек» (различные источники называют разные цифры) отправилась в пробег протяженностью 21 000 км. Все автомобили имели модную в ту пору двухцветную окраску - бежевый с красным или бежевый с бледно-салатовым.
В 1959 году «Чайка» выходит в серию, и сразу же после официального дебюта в высших эшелонах власти за машину разражается настоящая война. Ведь объем производства предшественника (ЗИМ/ГАЗ-12) составлял несколько десятков тысяч, да и сам по себе ЗИМ был весьма распространенным номенклатурным автомобилем. Про ГАЗ-13 этого сказать было нельзя, и подобная ситуация сразу же образовала целый пласт «обиженных» чиновников. Однако военные нашли свой выход из положения: на одном из оборонных заводов к кузову «Чайки» приваривалась передняя и задняя часть от ЗИМа. На практике получался довольно необычный внешне автомобиль, прозванный в народе "Ослобык". Остается только восхищаться уровнем мастерства неизвестных героев, соединявших воедино автомобили разных характеристик и эпох.