Стать Love-брендом: зачем банк «Открытие» инвестирует четверть прибыли в финтех
Меняй себя безгранично: банк «Открытие» в рамках стратегии до 2020 года поставил цель войти в тройку лидеров по работе с малым и средним бизнесом. Одним из шагов в этом направлении станет внедрение новых финансовых технологий. Для этого совместно с GenerationS банк создает собственный акселератор. Об этом, а также о знакомстве с финтех-экосистемой самой технологичной страны — Сингапура — рассказала заместитель президента-председателя правления банка «Открытие» Надия Черкасова.
Вы только что вернулись из Сингапура, где изучали опыт работы с финансовыми технологиями. Что примечательного вы отметили для себя в этой поездке, организованной GenerationS?
Это была вдохновляющая бизнес-поездка. Мы встречались с банками-лидерами в сегменте B2B, обслуживающими малый и средний бизнес. Например, DBС — это банк номер один на рынке Юго-Восточной Азии, OCBC — банк номер два в регионе. Еще мы посетили инновационные центры VISA и Vodafone, а также офисы крупнейших акселераторов.
В первую очередь нас интересовало, как банки реагируют на изменения рынка, связанные с развитием технологий. Как быстро они адаптируются к изменениям в product development — производстве финансовых продуктов и сервисов.
Во-вторых, в ряде компаний есть собственные инновационные лаборатории или акселераторы, и мы посмотрели, как выстроено взаимодействие со структурами банков внутри. И, наконец, третьей задачей было посещение акселераторов, среди которых были Plug&Play и TechStars. Там прошли питчи стартапов, связанных с биометрией и интернетом вещей, которые могут быть потенциально интересны для нас.
Российские компании сильно отстали от сингапурского подхода к инновациям?
Речь идет не о том, кто отстал, а кто нет. И у нас, и у Сингапура есть свои преимущества. Простой пример: когда мы спустились в сингапурское метро, мы элементарно не смогли расплатиться банковской картой. Иногда мы недооцениваем, насколько быстро происходят изменения в московской инфраструктуре. Практически везде в Москве мы можем оплачивать покупки с использованием технологии PayPass, для нас это привычно. Треть платежей в российских магазинах сегодня бесконтактные.
Я, например, практически перестала носить с собой карту, беру ее с собой только тогда, когда еду за границу. В Италии, Испании, Франции не так много мест, где ты можешь расплатиться телефоном, у нас же это не является проблемой. В Сингапуре в торговых центрах я не сталкивалась с ограничениями для такого вида оплаты, но в метро расплатиться мы не смогли, нужны были наличные.
Что больше всего впечатлило в Сингапуре?
Прежде всего подход, как в этой стране относятся к внедрению новых технологий. В России мы делаем акцент скорее на форме, чем на содержании. Что я имею в виду? Когда у нас создается акселератор, его организаторы уделяют большое внимание внешнему виду офиса: все должно быть очень красиво, безупречно — хайтек-пространство, модная мебель.
И возьмем, к примеру, акселератор банка OCBC, второго крупнейшего банка в Азии. У них достаточно денег для того, чтобы купить мебель подороже. Однако их офис оформлен в стиле обычного гаража, где стоят простые столы. Вместо стен — перегородки, никаких кабинетов. Аналогично выглядит офис акселератора TechStars — очень простое помещение. При этом важно, какой продукт они производят в этом «гараже». TechStars, например, работает с одной из крупнейших e-commerce площадок Японии — Rakuten.